Нормативно-правовая основа формирования и использования основного капитала предприятия

В бухгалтерии при приеме объекта основных средств к учету каждому объекту присваивается оригинальный инвентарный номер, который обозначается на самом объекте краской, путем прикрепления жетона либо иным способом.

В инвентарных карточках, заводимых на каждый объект, указываются наименование, идентификационные реквизиты объекта, инвентарный номер, предприятие-изготовитель, даты изготовления и введения в эксплуатацию, место эксплуатации, записи о проведенных ремонтах и модернизациях, срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивидуальные технические характеристики объекта.

На РУП «Гомельторгмаш» инвентарные карточки хранятся отдельно по видам основных средств (производственного и непроизводственного назначения), внутри видов - в разрезе структурных подразделений, где эксплуатируются основные средства, а внутри блоков по каждому структурному подразделению - в разрезе классификационных групп. В бухгалтерии ведется опись инвентарных карточек по учету основных средств формы ОС-10, где все карточки регистрируются в разрезе классификационных групп основных средств, а внутри них - хронологически по мере открытия. В описи указываются номер карточки (соответствует инвентарному номеру) основного средства, наименование основного средства, дата открытия карточки, место эксплуатации. На местах эксплуатации, куда передается техническая документация на основные средства, их учет ведется в инвентарном списке формы ОС-13, содержащем сведения о номере и дате открытия инвентарной карточки, наименование объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта. Записи в инвентарный список делаются хронологически. Внутренние перемещения объектов основных средств осуществляются на основании приказа директора либо главного инженера и оформляются внутренними накладными, которые подписывают материально-ответственные лица передающего и принимающего подразделений. Накладные оформляются в двух экземплярах, один из которых остается в передающем подразделении в качестве оправдательного документа, а второй передается в бухгалтерию, где на его основе оформляется карточка учета движения основных средств формы ОС-12, где указывается инвентарный номер объекта, полное наименование, идентификационные реквизиты, места предыдущей и текущей эксплуатации, дата перемещения. Карточки формы ОС-12 хранятся вместе с инвентарными карточками до окончания эксплуатации, на их основании осуществляются перемещения карточек внутри картотеки.

Важным моментом в управлении основным капиталом является организация выбытия объектов основных средств.

Выбытие основных средств имеет место в случаях полной физической изношенности, продажи безвозмездной передачи, обмена, частичной либо полной ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, повлекших невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления, и в других случаях, установленных законодательством.

На РУП «Гомельторгмаш» для определения целесообразности и пригодности объектов к использованию, невозможности либо неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов приказом директора по каждому структурному подразделению создается специальная комиссия, в состав которой входят инженер-технолог (отдел главного технолога), начальник (зам. начальника) соответствующего цеха (отдела, управления) и бухгалтер. В случае выбытия объекта по причине непригодности к дальнейшему использованию комиссия производит осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием технической документации, имеющейся по объекту, с составлением дефектной ведомости, где указываются нефункционирующие, отсутствующие, сломанные узлы и детали. Комиссия также определяет конкретные причины списания объекта, которыми могут быть:

· физический износ;

· нарушение условий эксплуатации;

· аварии;

· чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия;

· длительное неиспользование объекта для хозяйственных нужд.

Если выбытие основных средств обусловлено субъективным фактором, то комиссия устанавливает виновных (ответственных) лиц. Помимо этого комиссия устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов оцениваемого объекта, производит их оценки исходя из цен возможного использования. Если для демонтажа, ликвидации объекта требуются затраты труда или материалов, комиссия составляет смету затрат на ликвидацию объекта основных средств. Письменное предложение о ликвидации основных средств с приложением дефектной ведомости и сметы затрат на ликвидацию комиссия направляет директору. После проставления разрешительной визы производятся работы по ликвидации объекта, которая, как правило, осуществляется в присутствии комиссии. По результатам ликвидации составляется акт на списание основных средств формы ОС-4, а для автотранспортных средств - формы ОС-4а. В актах приводятся данные, характеризующие объект (дата принятия к учету, год изготовления ил постройки, дата ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная (восстановительная) стоимость, сумма начисленного износа, инвентарный номер, проведенные ремонты, причины выбытия с указанием причин нецелесообразности использования и (или) невозможности восстановления, состояние основных частей деталей, узлов согласно дефектной ведомости, виновники выбытия (при их наличии). Для проведения работ по ликвидации работникам выписываются разовые наряды, материалы затребуются со склада по требованиям на отпуск материалов. Материалы, полученные при ликвидации, сдаются на склад с выпиской внутренней накладной в двух экземплярах. Накладные выписываются материально-ответственным лицом подразделения (цеха, участка, отдела), в котором производится списание объектов основных средств в двух экземплярах. Кладовщик по приходовании частей подписывает оба экземпляра, один из которых остается на складе, а второй прилагается к акту. Оформленные акты с приложением закрытых нарядов на выполненные работы, требований на отпуск материалов, актов об авариях (если причиной списания стала авария), а также накладных на сдачу материалов на склад передаются в бухгалтерию, где обрабатываются и отражаются в синтетическом учете, а также в инвентарных карточках, которые изымаются из картотеки и хранятся отдельно.

Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7 8 9

joomla template