Предмет и методы анализа финансового состояния предприятия

Относительными характеристиками финансовых результатов предприятия являются показатели рентабельности. Они наиболее полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Основным показателям рентабельности можно объединить в следующие группы:

a) показатели доходности продукции - они рассчитываются на основе выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) и затрат на производство и реализацию: рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности (окупаемость затрат);

b) показатели доходности имущества и его частей: рентабельность всего капитала (активов), рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов;) показатели доходности используемого капитала - рассчитываются на базе инвестированного капитала: рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала.

Характеристика некоторых показателей рентабельности, а также порядок их расчета представлены в приложении А.

Для того чтобы анализ рентабельности был полным, нельзя ограничиваться только расчетом показателей рентабельности, следует изучить их динамику, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами [10].

4) Оценка деловой активности. Наряду с абсолютными и относительными показателями прибыльности предприятия эффективность работы организации характеризуют показатели деловой активности. Они показывают, сколько раз в течение года совершается полный цикл производства и обращения, заканчивающийся получением дохода [19].

Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может быть оценена:

- скоростью оборота - количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие;

- период оборота - средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев.

Качественные критерии - это широта рынков сбыта продукции (внутренних и внешних); деловая репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами данного предприятия; его конкурентоспособность и т.п. Такие неформализованные критерии необходимо сопоставлять с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса.

Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями.

Среди абсолютных показателей деловой активности выделяют объем продаж готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот); прибыль и величину активов. Оптимальное соотношение между ними:

Тп>Тв>Та>100%,

где Тп, Тв, Та - соответственно темп изменения финансовой прибыли, реализации, авансированного капитала [18].

Эта зависимость означает, что:

a) экономический потенциал возрастает;

b) объём реализации возрастает более высокими темпами;) прибыль возрастает опережающими темпами.

Это - «золотое правило экономики предприятия» [18].

Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Среди них особое место занимают показатели оборачиваемости, такие как:

- общий коэффициент оборачиваемости активов,

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

- коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств;

- коэффициент оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолжности;

- коэффициент оборачиваемости собственного капитала и др. [10].

Порядок расчета основных финансовых показателей деловой активности, а также их краткая характеристика представлены в Приложении А.

Анализ финансового состояния предприятий осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчётности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

joomla template