Предмет и методы анализа финансового состояния предприятия
Относительными характеристиками финансовых результатов предприятия являются показатели рентабельности. Они наиболее полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Основным показателям рентабельности можно объединить в следующие группы:
a) показатели доходности продукции - они рассчитываются на основе выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) и затрат на производство и реализацию: рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности (окупаемость затрат);
b) показатели доходности имущества и его частей: рентабельность всего капитала (активов), рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов;) показатели доходности используемого капитала - рассчитываются на базе инвестированного капитала: рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала.
Характеристика некоторых показателей рентабельности, а также порядок их расчета представлены в приложении А.
Для того чтобы анализ рентабельности был полным, нельзя ограничиваться только расчетом показателей рентабельности, следует изучить их динамику, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами [10].
4) Оценка деловой активности. Наряду с абсолютными и относительными показателями прибыльности предприятия эффективность работы организации характеризуют показатели деловой активности. Они показывают, сколько раз в течение года совершается полный цикл производства и обращения, заканчивающийся получением дохода [19].
Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может быть оценена:
- скоростью оборота - количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие;
- период оборота - средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.
Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев.
Качественные критерии - это широта рынков сбыта продукции (внутренних и внешних); деловая репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами данного предприятия; его конкурентоспособность и т.п. Такие неформализованные критерии необходимо сопоставлять с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса.
Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями.
Среди абсолютных показателей деловой активности выделяют объем продаж готовой продукции, товаров, работ и услуг (оборот); прибыль и величину активов. Оптимальное соотношение между ними:
Тп>Тв>Та>100%,
где Тп, Тв, Та - соответственно темп изменения финансовой прибыли, реализации, авансированного капитала [18].
Эта зависимость означает, что:
a) экономический потенциал возрастает;
b) объём реализации возрастает более высокими темпами;) прибыль возрастает опережающими темпами.
Это - «золотое правило экономики предприятия» [18].
Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Среди них особое место занимают показатели оборачиваемости, такие как:
- общий коэффициент оборачиваемости активов,
- коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
- коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств;
- коэффициент оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолжности;
- коэффициент оборачиваемости собственного капитала и др. [10].
Порядок расчета основных финансовых показателей деловой активности, а также их краткая характеристика представлены в Приложении А.
Анализ финансового состояния предприятий осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчётности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса.