Инновационные программы в РФ: исторический контекст, правовое обеспечение и проблемы их формирования на современном этапе

Рис. 1.3 Структура инновационной деятельности в «Сколково»

При отсутствии необходимого нормативного обеспечения, инновационный процесс будет носить непоследовательный и противоречивый характер, что негативно отразится на темпах и сроках создания в России инновационной экономики

В процессе инновационной деятельности ее участники в рамках действующей инновационной системы вступают в самые разнообразные отношения, которые должны регулироваться нормативно-правовыми актами, соответствующими нормами Конституции РФ и гражданского права. Совокупность таких актов, регулирующих отношения участников инновационной деятельности и способствующих её поступательному развитию должна составлять правовую систему обеспечения развития инновационной деятельности. Список нормативно-правовых актов регулирующих инновационные программы в России представлен в табл. 1.1.

В последние два-три года вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится на постоянном контроле политического руководства страны.

Тем не менее, нынешнее состояние инновационной сферы России оставляет желать лучшего. Но необходимо признать, что определенные шаги в направлении инновационной деятельности делались и продолжают делаться. В целом, не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития тенденций. Не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Еще многое нужно сделать для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок в России до уровня развитых стран ОЭСР. Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуация государство предприняло значительные усилия.

Таблица 1.1

Правовое обеспечение инновационных программ в России

№ п/п

Законодательно-нормативный акт

Содержательный потенциал

Результаты действия

1

2

3

4

1.

Федеральный закон от 23.08.1996 №127 «О науке и государственной научно-технической политике».

ФЗ регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции. Установлен правовой статус научных работников и научных организаций. Определяется статус российских Академий наук.

Даются определения субъектов научной и научно-технической деятельности, устанавливаются принципы регулирования научной и научно-технической деятельностью, регламентируется порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики.

2.

ФЗ от 02.08.2009 №217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности».

Закон принят в целях обеспечения реального внедрения в производство, создаваемых за счёт бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования.

Бюджетные научные учреждения и вузы, научные учреждения государственных академий наук без согласования собственника имущества наделяются правом коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, исключительное право, на которое принадлежит данным учреждениям.

3.

ФЗ от 28.11.2010 №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов.

Сформирована управленческая команда, три совета: совет фонда, научно-консультативный совет, градостроительный совет. Кластеры фонда практически сформированы и приступили к реальной деятельности.

4.

ФЗ от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе».

Создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и реализации инвестиционных проектов на основании договора инвестиционного товарищества.

Появилась возможность создания инвестиционного товарищества, которое расширяет возможные механизмы инвестирования, что должно стать более привлекательным для иностранных инвесторов.

5.

ФЗ от 03.12.2011 № 380 - ФЗ «О хозяйственных партнерствах».

Определяется в соответствии с ГК РФ правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации.

*Вступает в силу 1 июля 2012 г.

6.

Указ Президента РФ от 27.04.1992 №426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации»

Создание условий, обеспечивающих сохранение научно-технического потенциала Российской Федерации.

Создан РФФИ, занимающий значимое место в системе организации отечественной науки. В соответствии с Указом для развития и поддержки прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям науки и техники, был создан РФТР.

7.

Указ Президента РФ от 20.05.2009 №579 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России».

Определяется порядок деятельности Комиссии, а также определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России.

Определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

8.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2009 №312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения».

Устанавливает порядок проведения оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.

Утверждены Правила оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.

9.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в российских высших учебных заведениях».

Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Определены меры по формированию и развитию элементов для поддержки малых инновационных предприятий, создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.

10.

Распоряжение Правительства РФ от 05.08.2005 N 2473п-П7 «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года».

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.

Сформированы приоритеты инновационной деятельности, усилено государственное регулирование и поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

11.

Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2006 №838 ОАО «Российская венчурная компания».

Стимулирование создания в России индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов.

Была создана ОАО «РВК» - государственный фонд фондов и институт развития РФ, один из ключевых инструментов государства в деле построения НИС. Через фонд осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом

12.

Распоряжение Правительства от 8.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»

Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

Прирост средств, выделяемых на цели поддержки инновационной и внешнеэкономической активности предприятий, увеличены объемы бюджетного финансирования.

13.

«Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года». Протокол от 15.02.2006 г. № 1 Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике.

Формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности.

Возросло бюджетное финансирование науки в части фундаментальных разработок, повышение патентной активности госкорпораций.

14.

Письмо Президента РФ от 30.03.2002 «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»

Определяет важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.

Формирование основ политики РФ в области развития науки и технологий. Президентом РФ утверждаются приоритетные направления, формируется перечень критических технологий, которые находятся под патронажем Министерства образования и науки. Программы подлежат корректировке и развитию.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

joomla template