Инновационные программы в РФ: исторический контекст, правовое обеспечение и проблемы их формирования на современном этапе
Рис. 1.3 Структура инновационной деятельности в «Сколково»
При отсутствии необходимого нормативного обеспечения, инновационный процесс будет носить непоследовательный и противоречивый характер, что негативно отразится на темпах и сроках создания в России инновационной экономики
В процессе инновационной деятельности ее участники в рамках действующей инновационной системы вступают в самые разнообразные отношения, которые должны регулироваться нормативно-правовыми актами, соответствующими нормами Конституции РФ и гражданского права. Совокупность таких актов, регулирующих отношения участников инновационной деятельности и способствующих её поступательному развитию должна составлять правовую систему обеспечения развития инновационной деятельности. Список нормативно-правовых актов регулирующих инновационные программы в России представлен в табл. 1.1.
В последние два-три года вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится на постоянном контроле политического руководства страны.
Тем не менее, нынешнее состояние инновационной сферы России оставляет желать лучшего. Но необходимо признать, что определенные шаги в направлении инновационной деятельности делались и продолжают делаться. В целом, не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития тенденций. Не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Еще многое нужно сделать для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок в России до уровня развитых стран ОЭСР. Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуация государство предприняло значительные усилия.
Таблица 1.1
Правовое обеспечение инновационных программ в России
№ п/п |
Законодательно-нормативный акт |
Содержательный потенциал |
Результаты действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Федеральный закон от 23.08.1996 №127 «О науке и государственной научно-технической политике». |
ФЗ регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции. Установлен правовой статус научных работников и научных организаций. Определяется статус российских Академий наук. |
Даются определения субъектов научной и научно-технической деятельности, устанавливаются принципы регулирования научной и научно-технической деятельностью, регламентируется порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики. |
2. |
ФЗ от 02.08.2009 №217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности». |
Закон принят в целях обеспечения реального внедрения в производство, создаваемых за счёт бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования. |
Бюджетные научные учреждения и вузы, научные учреждения государственных академий наук без согласования собственника имущества наделяются правом коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, исключительное право, на которое принадлежит данным учреждениям. |
3. |
ФЗ от 28.11.2010 №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». |
Реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов. |
Сформирована управленческая команда, три совета: совет фонда, научно-консультативный совет, градостроительный совет. Кластеры фонда практически сформированы и приступили к реальной деятельности. |
4. |
ФЗ от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе». |
Создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и реализации инвестиционных проектов на основании договора инвестиционного товарищества. |
Появилась возможность создания инвестиционного товарищества, которое расширяет возможные механизмы инвестирования, что должно стать более привлекательным для иностранных инвесторов. |
5. |
ФЗ от 03.12.2011 № 380 - ФЗ «О хозяйственных партнерствах». |
Определяется в соответствии с ГК РФ правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации. |
*Вступает в силу 1 июля 2012 г. |
6. |
Указ Президента РФ от 27.04.1992 №426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» |
Создание условий, обеспечивающих сохранение научно-технического потенциала Российской Федерации. |
Создан РФФИ, занимающий значимое место в системе организации отечественной науки. В соответствии с Указом для развития и поддержки прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям науки и техники, был создан РФТР. |
7. |
Указ Президента РФ от 20.05.2009 №579 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России». |
Определяется порядок деятельности Комиссии, а также определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России. |
Определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. |
8. |
Постановление Правительства РФ от 08.04.2009 №312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». |
Устанавливает порядок проведения оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения. |
Утверждены Правила оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения. |
9. |
Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в российских высших учебных заведениях». |
Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. |
Определены меры по формированию и развитию элементов для поддержки малых инновационных предприятий, создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. |
10. |
Распоряжение Правительства РФ от 05.08.2005 N 2473п-П7 «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года». |
Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации. |
Сформированы приоритеты инновационной деятельности, усилено государственное регулирование и поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. |
11. |
Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2006 №838 ОАО «Российская венчурная компания». |
Стимулирование создания в России индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. |
Была создана ОАО «РВК» - государственный фонд фондов и институт развития РФ, один из ключевых инструментов государства в деле построения НИС. Через фонд осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом |
12. |
Распоряжение Правительства от 8.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» |
Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок. |
Прирост средств, выделяемых на цели поддержки инновационной и внешнеэкономической активности предприятий, увеличены объемы бюджетного финансирования. |
13. |
«Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года». Протокол от 15.02.2006 г. № 1 Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике. |
Формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности. |
Возросло бюджетное финансирование науки в части фундаментальных разработок, повышение патентной активности госкорпораций. |
14. |
Письмо Президента РФ от 30.03.2002 «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» |
Определяет важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. |
Формирование основ политики РФ в области развития науки и технологий. Президентом РФ утверждаются приоритетные направления, формируется перечень критических технологий, которые находятся под патронажем Министерства образования и науки. Программы подлежат корректировке и развитию. |