Анализ финансовых результатов и рентабельности

где УС1, УС0 - уровни себестоимости соответственно в отчетном и базисном периодах, %.

где С1(0) - себестоимость проданной продукции в отчетном (базисном) периоде, тыс. руб.

Рассмотрим пример расчета влияния изменения себестоимости проданной продукции на величину прибыли от продаж.

Из таблицы 15 видно, что за анализируемый период доля себестоимости в выручке увеличилась, поэтому этот фактор повлиял на прибыль отрицательно. Влияние прочих доходов и расходов, отложенных налоговых активов и обязательств, текущего налога на прибыль и перерасчета налога на прибыль за прошлые годы на величину чистой прибыли можно определить по их абсолютному отклонению: увеличение доходов положительно влияет на прибыль, а увеличение расходов - отрицательно. В данном случае в результате влияния всех факторов за анализируемый период чистая прибыль снизилась в 2007 году - на 682 тыс. руб., в 2008 году - на 158 478 тыс. руб., а в 2009 году чистая прибыль увеличилась на 8 859 тыс. руб.

Показатели рентабельности характеризуют прибыльность предприятия и определяются соотношением прибыли и затрат или выручки. Они могут быть выражены коэффициентом или в процентах. Показатели рентабельности предприятия представлены в таблице 16.

Таблица 14 - Анализ показателей рентабельности

Показатель

Значение по годам, %

Тенденция

за 2007 г.

за 2008 г.

за 2009 г.

1 Рентабельность активов

6,07

0,71

1,07

ухудшение

2 Рентабельность продаж

8,01

6,34

1,58

ухудшение

5,11

0,50

0,93

ухудшение

3 Рентабельность собственного капитала

9,84

1,17

1,63

ухудшение

4 Рентабельность продукции

8,71

6,77

1,61

ухудшение

Рентабельность активов - комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Коэффициент рентабельности активов (рентабельность активов) определяется соотношением прибыли и активов и показывает, сколько рублей прибыли принес каждый рубль, вложенный в активы предприятия.

В 2007 году данный показатель составил 6,07 %, в 2008 году - 0,71 %, в 2009 году - 1,07 %. Показатель рентабельности активов в динамике показывает негативную тенденцию, что свидетельствует о невысокой эффективности использования имущества, снижающую конкурентоспособность предприятия.

Коэффициент рентабельности продаж может быть определен отношением прибыли от продажи продукции или чистой прибыли (ЧП) к выручке от продажи продукции. Это показатель эффективности основной деятельности предприятия.

Рентабельность продаж с прибыли от продаж в 2007 году составила 8,01 %, в 2008 году - 6,34 %, в 2009 году - 1,58 %. Динамика этого показателя отражает изменения в политике ценообразования, способность предприятия контролировать свои затраты.

Рентабельность продаж с чистой прибыли изменяется следующим образом: в 2007 году - 5,11 %, в 2008 году - 0,50 %, в 2009 году - 0,93 %. В данном случае учитывается влияние также и налогового фактора. Показатель отражает, сколько чистой прибыли содержится в рубле выручки.

Таким образом, можно констатировать снижение доходности вложений в основное производство за анализируемый период.

Рентабельность собственного капитала значительно сократилась и составила в 2009 году - 1,63 %. Отрицательная динамика данного коэффициента отражает неэффективный характер использования собственных средств с точки зрения доходности: чем ниже данный коэффициент, тем меньше прибыль, приходящаяся на акцию, и тем меньше размер потенциальных дивидендов.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

joomla template