Факторный анализ прибыли от продаж

учёт доход рентабельность ликвидность

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов [16, с. 171]:

· объема реализации продукции (VРП);

· структуры (УДi);

· себестоимости (Сi)

· уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня средне реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 3.5

Таблица 3.5 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатели

2009 г.

2010 г.

Абсолютный прирост

1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

39506

43409

3903

2 Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

37681

41221

3540

3 Объем продаж, тн.

1593

1629

36

4 Цена реализации, руб./тн.,

24800

26650

1850

5 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

1825

2188

363

6 Себестоимость 1 тн., руб.

23654

25304

1650

Прибыль от реализации в 2010г. выросла на 363 (2118 - 1825) тыс. руб. На это изменение оказали влияние следующие факторы:

Объем реализованной продукции.

Влияние объема реализации продукции определяется по формуле [16, с. 173]:

DПVРП = П0К1 - П0 = П0 (К1 - 1), (3)

где П0 - прибыль базисного года;

К1 - коэффициент роста объема реализации продукции;

К1 = С1,0 / С0, (4)

где С1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;

Перейти на страницу:
1 2

joomla template