Значение и сущность инновационной деятельности в малом бизнесе

инновация малый бизнес предпринимательство

В настоящее время о необходимости внедрения принципов инновационной экономики заявлено на самом высоком правительственном уровне. Один из важных факторов, которые способствуют успешному становлению инновационной экономики, является малое предпринимательство, способное сделать механизм запуска перспективных технологий гибким и экономичным.

Малое предпринимательство вносит большой вклад в формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех индустриально развитых стран мира. Экономическая и технологическая гибкость субъектов малого предпринимательства обуславливает высокий инновационный потенциал данного инструмента экономической политики в реализации новых идей, позволяющий реагировать на требования рынка. Суть современной концепции механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности.

Ключевые характеристики одной из наиболее эффективных форм реализации прав интеллектуальной собственности, именно коммерческой инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, можно классифицировать по следующим признакам:

степень мотивации к инновационной деятельности: высокая гибкость, мобильность и адаптивность (поскольку во главе субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица - часто стоит автор нововведения или инноватор - предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица);

оперативное реагирование на изменение спроса, сформированного потребностям общества; ориентация на конечный результат (коммерческий фактор: извлечение прибыли);

численность и качество персонала: немногочисленный персонал (до 100 человек включительно);

налаженность коммуникаций и взаимозаменяемость сотрудников;

обеспечение занятости населения посредством создания дополнительных рабочих мест (обеспечение самозанятости в случае с инноватором - предпринимателем);

готовность идти на предпринимательский риск с учетом особенностей наукоемкого коммерческого товара;

уровень креативности предпринимательской деятельности: повышенная творческая инициативность; способность к быстрым переменам, самостоятельность в принятии решений; узкая специализация творческого поиска; введение новшеств, разработка новых изделий, процессов и услуг с высокой скоростью и максимальной эффективностью.

С учетом приведенных выше характеристик можно сделать вывод о том, что малый бизнес служит одним из основных источников нововведений и, безусловно, создает предпосылки для развития инновационной экономики. Наиболее эффективными формами организации малых предприятий могут быть:

деловой центр (бизнес - инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства посредством оказания помощи малым предприятиям в управлении и обеспечении набором необходимых услуг в юридической, бухгалтерской, экономической и других сферах деятельности;

- центр трансфера технологий - внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно - технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

Инновационная деятельность малых предприятий создает реальную базу для структурной перестройки всей экономики на наукоемкой основе.

Роль малого предпринимательства в формировании российской инновационной экономики определяется степенью его участия в создании научных знаний и разработок, посредничестве при передаче знаний и информации, производстве и доведении до потребителя инновации товаров. Оценить реальный вклад малого предпринимательства в процесс формирования инновационной экономики на основе имеющихся статистических данных довольно сложно, поскольку отсутствия информация о таком важном аспекте деятельности субъектов малого предпринимательства, как реализация инновационных товаров.

Пик бурного развития малых предприятий в сфере научных исследований разработок был зафиксирован в начале 1990-х гг. Малые предприятия в рассматриваемый период создавались преимущественно для реализации инновационного потенциала, который был сформирован на государственных предприятиях, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институты и советский период, в целях коммерциализации многолетних научных и инженерных разработок. Однако уже с 1996 г. стали наблюдаться неблагоприятные тенденции:

- деиндустриализация на уровне малого бизнеса: доля промышленных малых предприятий неуклонно снижается;

- опережающие темпы роста числа малых торговых предприятий;

- доля малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания рассматриваемый период снижается.

Перейти на страницу:
1 2

joomla template