Стабилизационная политика государства: концептуальные представления о механизмах и инструментах стабилизационной политики государства

Каждый из данных фондов является инструментом в реализации целей стабилизационной финансовой политики в России. Вместе с тем каждый из них формирует соответствующий механизм финансовой стабилизации.

В качестве инструментов стабилизационной финансовой политики государства могут выступать:

ценные бумаги;

депозиты;

фонды;

субсидии и т.д.

Использование каждого из инструментов основано на формировании соответствующего экономического механизма. В свою очередь реализация того или иного экономического механизма в целях финансовой стабилизации предполагает, как правило, использование адекватному ему инструмента.

Субъектами стабилизационной финансовой политики государства могут быть:

Правительство Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

уполномоченные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.

Банк России нельзя рассматривать в качестве отдельного субъекта стабилизационной финансовой политики государства, так как он является субъектом денежно-кредитной политики, которая не входит в сферу финансовых отношений. Иными словами, денежно-кредитную политику в науке о финансах не принято включать в состав финансовой политики, которая представляет собой отдельный вид экономической политики.

Стабилизационная финансовая политика - это политика, осуществляемая с использованием инструментария налогово-бюджетной политики.

Объектами стабилизационной финансовой политики государства могут быть:

финансовый рынок в целом или отдельные финансовые рынки (например, фондовый);

федеральный бюджет или бюджетная система страны в целом;

отдельные (преимущественно коммерческие) организации:

банки;

страховые организации;

инвестиционные институты (компании, фонды и др.);

промышленные, коммерческие и прочие компании.

Укрупненно объекты такой политики можно сгруппировать в две категории:

относящиеся к финансовой системе;

относящиеся к реальному сектору экономики.

На практике стабилизационная финансовая политика наиболее часто направлена на финансовую систему.

Механизм стабилизационной финансовой политики государства должен иметь нормативно-правовое оформление. Обычно оно охватывает несколько уровней формирования нормативно-правовых предписаний. Это связано с рядом факторов:

. Существование различных компетенций между Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

. Необходимость разной степени детализации и уточнения со стороны нижестоящих инстанций, в компетенцию которых входит проведение финансовой стабилизации экономики.

. Существование интересов лиц, разрабатывающих и реализующих меры стабилизационной финансовой политики государства.

Все это предполагает, что нормативно-правовая база стабилизационной финансовой политики представляется в форме федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и др.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

joomla template