Информационная база анализа платежеспособности

Одним из важнейших элементов методики анализа платежеспособности клиента банка является его информационная база.

Как было отмечено выше, информационной базой для анализа платежеспособности являются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности: бухгалтерского баланса (форма № 1 по ОКУД); отчета о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД); отчета о движении денежных средств (форма № 4 по ОКУД); приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5 по ОКУД), а также данные, получаемые при проведении оперативного анализа и аналитического учета.

Отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Отчетность является одним из методов бухгалтерского учета, включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы (состав годовой отчетности представлен на рис. 1.1).

Рисунок 1.1 - Состав годовой отчетности

Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату.

Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой - по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая - пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

Строение баланса основывается на принципе двойственности - основополагающей концепции бухгалтерского учета.

Активы - это хозяйственные средства, контроль над которыми предприятие получило в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Под капиталом понимается не весь полный капитал фирмы, а только часть его, принадлежащая владельцу, т.е. собственный капитал.

Содержание бухгалтерского баланса определено ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". В соответствии с данным ПБУ, в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны отражаться в зависимости от срока обращения как краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочными являются активы и обязательства, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

В соответствии с ПБУ 4/99 активы должны быть сгруппированы в балансе в два раздела: внеоборотные активы; оборотные активы.

В пассиве баланса обязательства организации сгруппированы в три раздела: капитал и резервы; долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства. Схематично структура баланса представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.1 - Структура актива и пассива баланса

АКТИВ

ПАССИВ

1. Внеоборотные активы

3. Капитал и резервы

2. Оборотные активы

4. Долгосрочные обязательства

5. Краткосрочные обязательства

По каждому из этих разделов выделены группы статей и отдельные статьи актива и пассива. По внеоборотным активам выделены следующие группы статей и статьи баланса:

Перейти на страницу:
1 2 3

joomla template