Роль анализа финансового состояния в системе управления предприятием

Выбор правильной стратегии не производится просто так. Стратегия должна соответствовать характеристикам компании. Иными словами, перед выбором стратегии развития необходимо провести диагностику компании и определить ее интегральный образ. А уже потом выбирать ту стратегию, которая максимально соответствует образу компании [21].

Таким образом, главной задачей финансового анализа в настоящее время является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее. При таком подходе финансовый анализ используется как инструмент обоснования краткосрочных экономических решений, целесообразности инвестиций; как средство оценки мастерства и качества управления; как способ прогнозирования будущих финансовых результатов [21] .

При проведении финансового анализа определяются различные абсолютные и относительные показатели финансовой деятельности организации. Однако менеджерам необходимо очень внимательно относиться к определению показателей, поскольку существует ряд факторов, ограничивающих их использование при принятии решений:

1) Учетная политика организации (методы начисления амортизации, учета запасов) оказывает влияние на показатели прибыли и активов и, соответственно, коэффициенты рентабельности и оборачиваемости.

2) Манипулирование затратами позволяет завышать или занижать значение чистой прибыли в зависимости от желания владельцев собственного или заемного капитала.

) Коэффициенты являются статическими характеристиками, и хорошие значения (в общепринятом понимании) коэффициентов ликвидности (например, абсолютной ликвидности) еще не гарантируют, что в конкретный момент корпорация будет платежеспособной.

) Коэффициенты не раскрывают качественную сторону показателей, используемых при расчете. Например, при расчете коэффициентов быстрой ликвидности сомнительная дебиторская задолженность или низколиквидные ценные бумаги могут завышать оценку.

) Предполагается сравнение коэффициентов со среднеотраслевыми данными или показателями конкурирующих фирм-аналогов. Но если организация осуществляет многоплановую коммерческую деятельность, то сравнение следует проводить по направлениям деятельности, т.е. фактически делить баланс на несколько частей [19].

Кроме того, необходимо очень внимательно относиться к определению линейки показателей, которые будут использоваться для оценки компании: их неправильный выбор может привести к тому, что трудоемкий финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы.

Еще одна сложность, заключается в том, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между:

- интересами предприятия и фискальными интересами государства;

- ценой денег и рентабельностью производства;

- рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков;

- интересами производства и финансовой службы и т. д.

К числу основных, стратегических, задач развития любой организации в условиях кризисной ситуации относятся:

- устранение неплатежеспособности;

- максимизация прибыли;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

- создание эффективного механизма управления предприятием;

- достижение прозрачности финансового состояния предприятия для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов;

Перейти на страницу:
1 2 3

joomla template