Роль анализа финансового состояния в системе управления предприятием

Финансовое состояние - уровень сбалансированности отдельных структурных элементов активов и капитала организации, а также уровень эффективности их использования. Оптимизация финансового состояния предприятия является одним из основных условий успешного ее развития в предстоящей перспективе. В то же время кризисное финансовое состояние организации создает серьезную угрозу ее банкротства [19].

В настоящее время, когда кризис шагает по планете и по нашей стране, все больше нарастает всеобщее непонимание того, что, собственно, произошло и что нужно делать конкретной компании, для того чтобы выжить в новых условиях.

Что такое кризис? Это ситуация, когда привычные методы ведения дел уже не приводят к положительному результату. Когда все, что привыкли делать, уже не работает. Целые отрасли и рынки - строительный, фондовый, финансовый, металлургический и многие, многие другие - замерли и не знают, что им теперь делать.

Предлагаемых альтернатив немного: просить о помощи или переждать.

Просить о помощи - самая пассивная стратегия. Никакие советы таким организациям не нужны, им нужна сама помощь.

Переждать - более активная, но тоже очень удобная позиция: меняться не нужно, оставим все, как есть, просто сократим расходы. Такие организации легче всего сокращают расходы на развитие, на деловую активность и на персонал. Очевидно, что такая политика предоставляет компании временную передышку и одновременно лишает ее надежд на будущее.

Описанные стратегии являются самыми массовыми в Украине, России, СНГ и, вероятно, во всем мире тоже.

Самая выигрышная стратегия во время кризиса - это стратегия развития. Главная ее особенность - она сегодня создает условия для завтрашнего успеха. У стратегии развития есть два конкретных варианта воплощения: динамический и статический.

Динамическая (внешняя) стратегия предусматривает, что компания проводит активную политику, прежде всего, во внешней среде. Это активный поиск новых рыночных возможностей, освоение новых рынков, продвижение новых товаров, слияния-поглощения и многое другое, т.е. речь идет о быстрых действиях для получения скорого результата.

Статическая (внутренняя) стратегия означает, что поиск новых возможностей производится внутри компании. Это активное изменение компании для соответствия новым условиям: поиск внутренних резервов, разработка новых товаров, реинжиниринг, управление ассортиментом и тому подобное [20].

Как правило, внутренняя стратегия осуществляется по трем этапам:

Первый и второй этапы - устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости проводят путем осуществления ряда радикальных мер:

- продажи «лишних активов» предприятия (продажа краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолжности, запасов готовой продукции, инвестиций, нерентабельных производств, ликвидация объектов основного производства и др.);

- уменьшением неэффективных издержек (выведение из состава предприятия затратных объектов, совершенствование организации труда, уменьшение текущей финансовой потребности и др.).

Третий этап - обеспечение финансового равновесия предприятия в длительном периоде, что возможно только при увеличении денежного потока от основной деятельности предприятия (повышение конкурентных преимуществ организации, увеличение денежного компонента в расчетах, увеличение оборачиваемости активов и др.) [20].

Одна стратегия не лучше и не хуже другой. Динамическая стратегия должна быстрее дать результат, зато статическая стратегия может дать преимущества на длительном отрезке времени.

Перейти на страницу:
1 2 3

joomla template