Стратегия развития инноваций в России: общие контуры и проблемы в достижении целей

введение института независимой оценки деятельности государственных научных организаций, увеличение доли конкурсного финансирования, создание 5-7 национальных Исследовательских центров («национальных лабораторий»), 20-30 исследовательских Университетов;

радикальное повышение эффективности инновационной инфраструктуры (ОЭЗ, центров трансферта технологий, бизнес - инкубаторов и технопарков и т.д.), развитие финансовой инновационной инфраструктуры;

поддержка вхождения российских предприятий, как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес - альянсы, участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях.

Реализация Стратегии предусматривает осуществление следующих приоритетов в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности (рис.1.6).

Рис. 1.6 Приоритеты в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности

В целях развития инновационной инфраструктуры, будет обеспечено в необходимом и достаточном объеме финансирование создания Инновационного центра «Сколково», инфраструктуры особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков [19,88].

Общие объемы финансирования при реализации Стратегии развития представлены в табл. 1.3, с финансированием по отдельным статьям бюджетных расходов можно ознакомиться в приложении 1.

Таблица 1.3

Финансовые параметры реализации Стратегии

Направление

2010

2012*

2020*

Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП

1,24

1,4-1,6

2,4

Государственные расходы исследования на исследования и разработки гражданского назначения, в % к ВВП

0,88

0,9

1,1

Внутренние затраты на образование

4,2

5,5-5,7

6,5-7,0

Государственные расходы на образование, в % к ВВП

4,0

н.д.

5,5-6

*прогноз

Мировой экономический кризис 2008-2009 годов серьезно усложнил для России выход на траекторию инновационного развития. Ухудшилось финансовое состояние предприятий, что препятствует наращиванию доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок. В условиях сокращения доходов бюджета более жесткой стала бюджетная политика, что ограничивает возможности использования государством финансовых стимулов для наращивания инновационной активности. Необходимость поддержания достигнутого уровня социальной защиты населения, пенсионного обеспечения в условиях снизившихся доходов бюджета, негативных демографических трендов, связанных со значительным сокращением численности экономически активного населения, обусловила определенный рост нагрузки на бизнес в части социальных платежей. Это дополнительно ограничивает для бизнеса возможность инвестирования в инновационное развитие.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

joomla template