Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь

инфляция совокупный спрос предложение

Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.

Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это - ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижения целевых параметров по динамике индекса потребительских цен. [10, с.587].

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000-2004гг., позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные меры антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.

Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры:

1) по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

) поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

) снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

) реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

) сокращению транзакционных издержек и др.

Второй комплекс охватывает меры:

) по регулированию объема и структуры денежной массы;

) проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

) сокращению скорости оборота денег;

) регулированию резервных требований;

) ограничению бюджетного дефицита;

) регулированию доходов населения;

) сокращению бартерных операций, неплатежей;

) стабилизации белорусского рубля и др.

Третий комплекс предусматривает меры:

) по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

) государственному регулированию цен на товары монополистов;

) регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

) регулированию уровня рентабельности;

) стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

) ограничению инфляционных ожиданий;

) ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. С целью формирования в Республике Беларусь макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств и стран, которые являются основными торговыми партнерами Республики Беларусь, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. предусматривала размер индекса потребительских цен в 2005г. не более 8-10%. [10, с.585-587].

Что касается, инфляционных процессов в нынешнем году, напомним, что индекс потребительских цен за первое полугодие достиг очень высокого уровня - 36,2%, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель был в 4 раза ниже и составил 9,1%. А в большинстве европейских государств инфляция не превысила 1-2%. И наблюдается тенденция к снижению.

В нашей стране инфляция с июля также начала замедляться. Так, за три недели июля темп роста потребительских цен остановился на отметке 2,3%, в том числе с 12 по 19 июля он составил 0,4%. Однако радоваться пока рано, поскольку здесь нельзя не учитывать так называемый сезонный фактор. Дело в том, что ежегодно в июле - августе темпы роста потребительских цен снижаются за счет понижения цен на овощи и фрукты. Есть все основания полагать, что сегодня это - основной фактор замедления темпов инфляции как в нашей стране, так и других государствах.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

joomla template