Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь
инфляция совокупный спрос предложение
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это - ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.
В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижения целевых параметров по динамике индекса потребительских цен. [10, с.587].
Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000-2004гг., позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные меры антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первый комплекс включает меры:
1) по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
) поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
) снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
) реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
) сокращению транзакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры:
) по регулированию объема и структуры денежной массы;
) проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
) сокращению скорости оборота денег;
) регулированию резервных требований;
) ограничению бюджетного дефицита;
) регулированию доходов населения;
) сокращению бартерных операций, неплатежей;
) стабилизации белорусского рубля и др.
Третий комплекс предусматривает меры:
) по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
) государственному регулированию цен на товары монополистов;
) регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
) регулированию уровня рентабельности;
) стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
) ограничению инфляционных ожиданий;
) ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.
Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. С целью формирования в Республике Беларусь макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств и стран, которые являются основными торговыми партнерами Республики Беларусь, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. предусматривала размер индекса потребительских цен в 2005г. не более 8-10%. [10, с.585-587].
Что касается, инфляционных процессов в нынешнем году, напомним, что индекс потребительских цен за первое полугодие достиг очень высокого уровня - 36,2%, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель был в 4 раза ниже и составил 9,1%. А в большинстве европейских государств инфляция не превысила 1-2%. И наблюдается тенденция к снижению.
В нашей стране инфляция с июля также начала замедляться. Так, за три недели июля темп роста потребительских цен остановился на отметке 2,3%, в том числе с 12 по 19 июля он составил 0,4%. Однако радоваться пока рано, поскольку здесь нельзя не учитывать так называемый сезонный фактор. Дело в том, что ежегодно в июле - августе темпы роста потребительских цен снижаются за счет понижения цен на овощи и фрукты. Есть все основания полагать, что сегодня это - основной фактор замедления темпов инфляции как в нашей стране, так и других государствах.