Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом

Сегодня в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются прежде всего государственные солидарно-страховые системы, основанные на страховых взносов, исчисляемых от размера заработной платы работающих. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа. В подавляющем большинстве стран Западной Европы, США, Канаде, Японии, Китае этот институт - основной, на его долю приходится от 50% (Великобритания) до 90% (ФРГ, Франция) от объема финансовых ресурсов национальных пенсионных систем.

Государственная распределительная (солидарная) пенсионная система практически во всех развитых странах дополняется пенсионными планами по месту работы. Для примера рассмотрим пенсионную систему Великобритании.

Структура пенсионного обеспечения Великобритании включает в себя три базовых уровня.

Первый уровень - государственная пенсия по старости (Basic State Pension). Она предоставляется всем гражданам, размер пенсии минимален и дифференцирован в зависимости от семейного статуса пенсионера - одинокого человека (265£.) или семейной пары (417£). В России - это базовая часть обязательной пенсии.

Второй уровень - государственная пенсия по выслуге лет (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS). Предоставляется наемным работникам и зависит от стажа и размера заработной платы. Декларируемая цель программы SERPS - увеличение базовой пенсии до 20% от уровня средней заработной платы. Российский эквивалент - это страховая (в переходной период) и накопительная части обязательной пенсии.

Третий уровень - негосударственная пожизненная пенсия по выслуге лет (Occupation Pension Scheme). Ее особенность - стимулирование государством работодателей в деле производства пенсионных схем путем предоставления существенных налоговых льгот. Негосударственные пенсии позволяют работнику получать в старости до 70% от своей последней заработной платы. Работник, получающий такую пенсию, теряет право на государственную пенсию второго уровня. В России подобными функциями наделена система негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения.

Пенсионные взносы обычно формируются как за счет работодателей, так и за счет самого работника. В промышленности отношение выплат работодателя и работника относится в среднем как 3:1, в финансовой сфере работодатель, как правило, пенсионные взносы полностью обеспечивает сам. Основа формирования базовой государственной пенсии - подоходный налог; государственной пенсии по выслуге лет - налог на фонд заработной платы, включаемый в себестоимость продукции.

Для стимулирования развития корпоративных пенсионных программ используется система налоговых льгот:

• на взносы самого работника не начисляется подоходный налог. Льгота действует, если все текущие отчисления работника (включая и добровольные пенсионные схемы) не превышают 15% от текущего заработка;

• на взносы работодателя не начисляется налог на прибыль. Льгота действует, если размер корпоративной пенсии по данной пенсионной программе не будет превышать 82 200 фунтов в год на одного человека;

• инвестиционный доход пенсионных схем освобожден от уплаты всех налогов.

Для получения налоговых льгот необходимо одобрение налоговой службы.

Надзорные функции за системой негосударственного пенсионного обеспечения возложены на Управление по регулированию профессиональных пенсий (OPRA) - независимый орган, отчитывающийся перед парламентом, службу консультаций по профессиональным пенсионным системам (OPAS) - саморегулируемую организацию, предоставляющую частным лицам информацию по пенсионным вопросам - и налоговую службу, что связано с предоставлением фондам значительных налоговых льгот. Пенсионные фонды и схемы функционируют, не получая каких-либо лицензий, управление банковским счетом, ведение финансовой отчетности, проведение аудита и хранение учетной информации (по меньшей мере в течение 6 лет) возлагается на попечительский совет пенсионного фонда. Если фонд инвестирует активы в ценные бумаги, то попечители обязаны назначить профессионального управляющего фондом. Контроль за деятельностью управляющих осуществляется Организацией по регулированию управления инвестициями (IMRO). Защита прав индивидуальных участников (физических лиц) возложена на Управление личных инвестиций (PIA). Защита от банкротств осуществляется Советом по пенсионным компенсациям (РСВ).

Закон о пенсиях предписывает, как следует оценивать обязательства и активы пенсионных схем. Каждый год актуарий должен подписывать справку, что внесенных в схему взносов достаточно для соблюдения минимальных требований по финансированию в течение по меньшей мере 5 лет. Если такую справку выдать невозможно, требуется пересмотреть ставку взносов или произвести полный актуарный расчет. Попечители на основе актуарного расчета составляют график взносов (заверенный актуарием) и предоставляют его работодателю. В случае если работодатель не вносит взносов, достаточных для соблюдения минимальных требований по финансированию, он будет виновен в преступлении и может быть оштрафован. OPRA может дисквалифицировать попечителя, наложить на него штраф или возбудить уголовное дело.

Перейти на страницу:
1 2

joomla template