Местные и государственные виды налогов

В зависимости от территориального уровня налоги обычно подразделяются на общегосударственные и местные. Следует сказать, что такое деление налогов свойственно большинству государств.

Критерии, в силу которых налоги подразделяются на общегосударственные и местные, могут быть в разных странах различными. Обычно это определяется четырьмя факторами

:

) кем установлен налог (центральным или местным органом); каким органом (центральным или местным) данный налог вводится и кем определяются условия налогообложения;

) за каким бюджетом (центральным или местным) закреплен данный налог: общегосударственные налоги закреплены за общегосударственными денежными фондами, местные налоги - соответственно за местными;

) доходом какого бюджета (центрального или местного) является данный налог.

Собственного говоря, деление налогов на общегосударственные и местные определяется делением бюджетов на общегосударственные и местные.

Строение налоговой системы в значительной степени зависит от национально-государственного и административно-территориального устройства страны. Государства, имеющие федеральное устройство, обычно имеют трехзвенную налоговую систему. Так, в Соединенных Штатах существует три вида налогов: федеральные, налоги штатов и местные налоги. В российской Федерации налоги подразделяются федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные. Унитарные государство имеют двухзвенную налоговую систему, состоящую из общегосударственных (центральных) и местных налогов.

В ряде стран деление налогов на общегосударственные и местные производится непосредственно на конституционном уровне. Так, в Конституции Германии перечислен весь спектр федеральных налогов (статья 106), а в Бразилии Конституция (Основной закон) определяет виды и характер налогов, поступающих в распоряжение федерации, штатов и муниципалитетов (статья 156). В Российской Федерации деление налогов на федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные налоги, так и перечисление видов налогов, входящих в ту или иную группу; устанавливается непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации.

В Казахстане деление налогов на общегосударственные и местные ранее производилось Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 24 апреля 1995 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Ныне действующий Налоговый кодекс такого деления налогов вообще не содержит, устанавливая при этом, что суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год. В свою очередь указанный Закон также не содержит понятий «общегосударственные» и «местные» налоги, однако производит разграничение налогов в качестве доходных источников соответственно республиканского и местных бюджетов.

Так, за республиканским бюджетом

закреплены: корпоративный подоходный налог с юридических лиц; налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (за некоторым исключением); акцизы по некоторым видам товаров; налог на сверхприбыль.

За местными бюджетами

Республики Казахстан закреплены следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории города Астаны в размере 50 %; акцизы по некоторым видам товаров; индивидуальный подоходный налог; социальный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства.

Заключение

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы: целевые признаки, организационные и системные.

Каждый налог содержит следующие элементы: Субъект налога или налогоплательщик; носитель налога; объект налога; источник налога; масштаб налогообложения; единица обложения; налоговая ставка.

В налоговой практике существует три способа взимания налогов. Первый способ - кадастровый - предлагает использование кадастра. Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником - сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога. Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

Перейти на страницу:
1 2

joomla template