Анализ прибыли - как индикатора эффективности деятельности

Воспользуемся методикой факторного анализа, предложенной Е.А. Новопашиной, которая предлагает измерение влияния факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема оказанных услуг. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда услуги однородны. В большинстве же случаев оказанные услуги по своему составу являются неоднородными и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на оказанные услуги изменяются в течение всего отчетного периода.

Выручка за 2012 год в сопоставимых ценах составила5542 тыс. руб. (5819/1,05). Динамика продаж за анализируемый период составила174,1 % (5542/3183×100 %), т.е. произошло увеличение объема реализованных услуг на 74,1 %.

За счет роста объема продажи услуг прибыль от продаж услуг увеличилась:

580× (+0,741) = 430 тыс. руб.

. Влияние структуры и ассортимента реализованных услуг на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

выручка 2012 года в ценах 2011 года составляет 5542 тыс. руб.;

фактически реализованные услуги, рассчитанные по себестоимости 2011 года составляют (2228×1,741) = 3879 тыс. руб.;

коммерческие расходы за 2011 год - 172 тыс. руб.;

управленческие расходы за 2011 год - 203 тыс. руб.;

прибыль 2012 года, рассчитанная по себестоимости 2011 года составляет (5542 - 3879 - 172 - 203) = 1288 тыс. руб., т.е. получена прибыль.

Таким образом, влияние структурных сдвигов на величину прибыли от продаж равно:

- (580×1,741) = 278 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованных услуг увеличился удельный вес услуг с большим уровнем доходности.

. Влияние изменения себестоимости реализованных услуг на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации услуг отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

- (2228×1,741)=- 87 тыс. руб.

Себестоимость реализованных услуг уменьшилась, следовательно, прибыль от продаж увеличилась на ту же сумму.

. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в 2012 и 2011 гг. За счет увеличения размера коммерческих расходов прибыль снизилась на 101 тыс. руб. (273 - 172), а за счет увеличения размера управленческих расходов - на 445 тыс. руб. (648 - 203).

. Для определения влияния цен реализации услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж 2012 года, выраженный в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

- 5542 = 277 тыс. руб.

Общее влияние всех перечисленных факторов на прибыль от продаж:

изменение объема продаж +430 тыс. руб.;

изменение структуры ассортимента реализованных услуг +1278 тыс. руб.;

изменение величины коммерческих расходов - 101 тыс. руб.;

изменение величины управленческих расходов - 445 тыс. руб.;

изменение цен реализации +277 тыс. руб.;

изменение себестоимости - 87 тыс. руб.;

общее влияние факторов +526 тыс. руб.

Значительный рост себестоимости реализованных услуг произошел в основном за повышения заработной платы сотрудников. Кроме этого, к повышению прибыли привели увеличение объема продаж, положительные сдвиги в структуре услуг. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли организации являются рост объема продаж и снижение себестоимости продукции.

Перейти на страницу:
1 2 

joomla template