Проблемы российской налоговой системы

А недостатки есть у любого, и «совершенствоваться можно до бесконечности». Но в своем сущностном плане, следует признать, налоговая система России эффективна, если не сказать более.

Так зачем же ее опять «ломать» и «коверкать»?

Объясните, зачем надо заменять налог на добавленную стоимость налогом с продаж, а налогообложение доходов менять на обложение расходов? Зачем «переписывать» Налоговый кодекс под какую-то новую, пока непонятную «инновационную экономическую модель» России? Может быть, лучше эту модель сначала создать и воплотить?

Зачем ломать хорошо работающие и отлаженные механизмы налоговой системы для того, чтобы запустить другие механизмы, которые неизвестно как себя покажут?

Тем более необходимо учитывать, что любое реформирование усугубляется этапом, так называемого переходного периода, когда тот или иной новый институт начинает внедряться, отлаживаться, вживаться и т.д. В сфере налогов, как правило, этот этап всегда сопровождается падением бюджетных показателей. Пока плательщики и налоговые органы разберутся в новом, пока научатся понимать, как составляется новая отчетность и как жить по новым правилам (новый документооборот, новые компьютерные программы, наработка практики и т.д.), пройдет время. И практика переходных периодов 1991, 1999, 2001 гг. за редким исключением (одним из таких исключений является снижение с 2001 г. ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 13%, когда два года подряд поступления этого налога в бюджет возрастали в 2 раза. Рост поступлений этого налога продолжился и в 2003, и 2004, и в др. годах. Однако следует признать, что это все-таки исключение, которое только подтверждает общее правило: первые шаги налоговых реформ болезненны для бюджета) свидетельствует о том, что любые изменения тех или иных параметров налоговой системы приживаются не сразу и эффект их действия имеет ярко выраженное отсроченное действие.

Поэтому на период кризиса не следует отказываться от механизмов налогообложения, которые опробованы, работают и доказали свою эффективность.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям, о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутного отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

Перейти на страницу:
1 2 3 

joomla template