Возникновение и развитие налогообложения в России

В середине XIX в. мирские повинности законодательно были оформлены в земские сборы. Подушная подать с мещан была заменена налогом на недвижимое имущество и введен промысловый налог (сбор за оформление документов на право заниматься промыслами и торговлей). Вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков, а вместо подушной подати с дворян и крестьян взимался поземельный налог, т.е. земля стала источником дохода для государства.

Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами. Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и использовались на содержание школ, больниц, охранных структур и т.д. Земские сборы взимались с земли, недвижимого имущества, торговли, промыслов, денежных капиталов и частных домов.

В период с октября 1917 г. по ноябрь 1918 г. в России была проведена контрибуция на имущие слои населения, главным образом на купцов и спекулянтов, проводилась конфискация объектов недвижимости и имущества дворян, устанавливались различные сборы с предприятий и граждан. С ноября 1918 г. по март 1921 г. в рамках экономической политики «военного коммунизма» была введена продовольственная разверстка, согласно которой крестьяне были обязаны все излишки продовольствия сдавать государству безвозмездно или за очень низкую плату (в обмен на товары). С 1921 г. Россия перешла к НЭПу, и продразверстка была заменена продовольственным налогом, был введен налог на предприятия и строения, налог на торговлю: всего было введено 86 налогов и платежей.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. заложила основы современной налоговой системы: объединила около 60 налогов и сборов в основные виды платежей, которые впоследствии видоизменялись и дополнялись новыми положениями. Несмотря на все коллизии, налоговая система хотя и претерпела существенные изменения, но осталась многоуровневой и сложной, насчитывающей более 30 налогов и сборов федерального и местного значения, которые ложатся тяжелым грузом на плечи плательщиков.

Первые практические действия по реформированию экономики выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. В этот период происходит спад производства, снижается уровень жизни подавляющей части населения. Правительство принимает меры по укреплению экономики страны и разрабатывает основные направления реформирования экономики, в том числе которых:

1) создание системы регулирования рыночных отношений;

2) демонополизация производства и формирование конкурентной среды;

3) эффективное преобразование налоговой системы.

В 1991-1992 гг. Правительством РФ были приняты новые законы в области налогообложения, что явилось продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в стране. Основополагающим налогового законодательства стал в то время Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу), который определил понятия налогов и сборов, отдельных элементов налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, установил перечень налогов и сборов, действующих с 1 января 1992 г. на территории Российской Федерации. Закон устанавливал всего 43 вида налогов и сборов, в том числе федеральных 19, региональных - 3 и местных - 21. Не все из них вступили в действие. Это касается в основном местных налогов. Большое их количество и различный порядок исчисление налогооблагаемой базы позволяли учитывать особенности экономического развития муниципальных образований с учетом их месторасположения на территории Российской Федерации и тем самым позволили в сложный переходный период формировать бюджет и решать главные социальные задачи.

Перейти на страницу:
1 2 3

joomla template