Зарубежный опыт проведения налоговых проверок и возможности его применения в России

Налоговая система РФ построена по образцу и подобию западных стран, а именно - налоговой системы ФРГ. Налоговое законодательство (Налоговый кодекс РФ) также в значительной степени заимствовано у западных стран - ФРГ, Франции, США. При построении системы налоговых органов использовался опыт этих стран. Например, функциональный подход к организации работы подразделений налоговых служб рекомендован специалистами МВФ еще в начале 90-х гг.

Россия заимствовала на Западе некоторые формы налогового контроля (контроль акцизных складов). В странах ЕС вся подакцизная продукция хранится и обращается в режиме налогового склада. Ряд методов и направлений налогового контроля (контроль ценообразования налоговыми органами, расчет по аналогии, контроль соответствия расходов лица его доходам) уже давно применяются в западных странах. У нас они пока не получили столь широкого распространения. Одной из основных проблем налогового администрирования является трансфертное ценообразование между взаимозависимыми фирмами.

Кроме применения западного опыта, особенности налогового контроля в современных условиях обуславливаются общими тенденциями развития налоговых правоотношений и налогового законодательства, а также финансового контроля в целом.

В современных условиях на налоговый контроль в РФ, на взгляд авторов, воздействуют следующие важнейшие факторы.

. Снижение налоговой нагрузки и необходимость улучшения налогового администрирования (организации сбора налогов).

В настоящее время в России происходит рост потребности в финансовых ресурсах. Кроме того, уровень бюджетных расходов ниже оптимального уровня расходов, и дальнейшее их сокращение невозможно. В РФ общая налоговая база, наряду с состоянием экономической конъюнктуры, в значительной степени зависит от реального курса национальной валюты, динамики цен на энергоносители и степени политической стабильности. Курс валюты и динамика цен - достаточно трудно прогнозируемые факторы.

В то же время в рамках налоговой реформы планируется снижение номинального налогового бремени. Поэтому необходимо повышение эффективности налогового контроля, нагрузка на систему налогового администрирования должна резко возрасти. Уменьшение налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем снижения налоговых ставок должно сопровождаться усилением налогового контроля, уменьшением числа уклонений от уплаты налогов.

проблема реализации рыночного подхода к налоговому контролю.

В течение последних лет основные налоги в РФ были реформированы. Так, налоговая нагрузка сместилась с обрабатывающего сектора на сырьевой; был отменен ряд индивидуальных льгот. Тем не менее, в отличие от Запада, основными плательщиками у нас являются не граждане, а предприятия.

В западных странах, где развиты традиции исполнения закона, налоговое законодательство в первую очередь учитывает интересы плательщиков (граждан), следовательно, экономики в целом. В России таких традиций нет, поэтому налоговое законодательство ориентировано в первую очередь не на экономическую целесообразность, а на удобства организации сбора налогов, защиту от уклонения от уплаты налогов. С одной стороны, укрепление рыночных основ хозяйствования потребовало от налоговых органов РФ поиска новых подходов к налоговому администрированию и налоговому контролю. Рыночный подход предполагает, в том числе, реализацию права налогоплательщиков на минимизацию своих налоговых обязательств всеми законными способами. Право налогоплательщика на налоговое планирование, т.е. на применение налогового законодательства наиболее выгодным для него способом, в западных странах является составной частью налоговой доктрины. В Налоговом кодексе РФ подобной формулировки нет. Тем не менее это право налогоплательщика находит косвенное отражение в закреплении правила о том, что все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Перейти на страницу:
1 2 3

joomla template