Правовые принципы налогового контроля и методы повышения его эффективности

Как указал суд, направление запросов в государственные учреждения с изложением конкретной ситуации и с просьбой дать заключение о ее правомерности, а также о соответствии приведение процентных ставок действующим рыночным ценам не предусмотрено ст. 82 НК РФ. Поскольку для определения рыночной цены товар работы или услуги положениями ст. 40 НК РФ и ст. 82 НК РФ не предусмотрена такая форма налогового контроля в виде запросов и формации, касающейся соответствия процентных ставок, применяемых по конкретному договору, данное мероприятие налогового контроля не относится к предусмотренным законом формам налогового контроля и является неправомерным.

Принцип обязательности выполнения проверяемым лицом законных требований налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля.

В соответствии с данным принципом проверяемое лицо не вправе отказать налоговому органу в представлении ему сведений и документов, необходимых для проведения налоговой проверки.

С одной стороны, в НК РФ не закреплено обязанности проверяемых лиц по оказании какого-либо содействия или помощи налоговым органам в случае проведения налоговой проверки, однако, исходя из системного толкования положений ст. ст. 23, 24, 31, 91, 94, 113, 126, 129.1, 135.1 НК РФ, можно предположить, что проверяемое лицо обязано не противодействовать налоговым органам.

Кроме того, обязанность налогоплательщиков и налоговых агентов предоставлять налоговым органам истребуемые ими документы и сведения прямо закреплена НК РФ. Так, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Также необходимо отметить, что действие данного принципа имеет свое распространение не только в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов, но также и в отношении банков (ст. 86 НК РФ), а также иных лиц, которые располагают документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (п. 1ст.93.1НКРФ).

Реализация данного принципа комплексно обеспечивается различными мерами принуждения, закрепленными в НК РФ:

- возможностью производства выемки документов (ст. 94 НК РФ);

возможностью установления размера налогов расчетным путем в случае непредставления истребуемых документов в течение двух месяцев (п. 7 ст. 31 НК РФ) или в случае воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на территорию или в помещения проверяемого лица (ст. 9.1 НК РФ);

приостановлением срока давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ);

- налоговыми санкциями (ст. ст. 126, 129.1, 135.1 НК РФ);Однако рассматриваемый принцип реализуется только в том случае, если налоговые органы действуют в рамках законодательства. Так, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

Принцип недопустимости причинения неправомерного вреда. При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении (п. 1 ст. 103 НК РФ).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

joomla template