Понятие и содержание налогового контроля

Однако, как указано в п. 3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения закона к правоотношениям по проведению налогового контроля не применяются. То есть налоговый контроль - самостоятельная сфера правового регулирования, которая имеет свои цели, объект, предмет, формы и методы, а также свой правовой источник регулирования - НК РФ. Такая самостоятельность данной разновидности государственного контроля в налоговой сфере обусловлена прежде всего спецификой самой сферы налоговых отношений, особой сложностью подходов и принципов, а также необходимостью детального урегулирования всех его составляющих.

Налоговый контроль, обладая общими признаками государственного контроля, имеет также специфические черты, которые отражают его сущность и отличают его от иных видов государственного контроля. Данные специфические признаки и получили отражение в понятии налогового контроля, закрепленном в п. 1 ст. 82 НК РФ. Среди таких признаков необходимо назвать следующие:

I) Налоговый контроль - это деятельность государственных органов, т.е. система организационных мероприятий, объединенных особыми целями, задачами и методами осуществления.

Фактическая деятельность по осуществлению налогового контроля реально воплощается в трех самостоятельных стадиях его осуществления:

а) сбор информации о проверяемом субъекте (осуществляется в формах, установленных ст. 82 НК РФ);

б) оценка собранной информации (в акте налоговой проверки);

в) реагирование на оцененную информацию (путем вынесения соответствующего решения).

) Налоговый контроль осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами - налоговыми органами.

Как было указано в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2009 № 267-О, федеральное законодательство о налогах и сборах призвано создать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, в том числе определить систему налоговых органов, относящихся к федеральным экономическим службам, их задачи, функции, формы и методы деятельности.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П было отмечено, что федеральный законодатель вправе возложить полномочия по проверке правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов на федеральный орган исполнительной власти, по своему функциональному предназначению наиболее приспособленный к их осуществлению. Такими наиболее приспособленными к осуществлению налогового контроля органами являются именно налоговые органы.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах РФ» налоговые органы - это единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Из данного определения следует, что вообще на налоговые органы возложены многообразные функции в различных отраслях государственного управления, однако функция налогового контроля для налоговых органов является основной.

Очевидно, именно поэтому законодателю понадобилось в НК РФ дать специальное, более узкое определение понятия налоговых органов. Так, согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

joomla template