Необходимость управления затратами

Управление затратами предприятий различных форм собственности направлено на решение вопросов по формированию издержек производства, выявлению и практическому использованию резервов экономии затрат, осуществлению контроля за состоянием и характером изменения величины затрат в сравнении с плановыми показателями, утвержденными предприятием [7]. По мнению У. Райс-Джонстона управление затратами является основополагающим принципом менеджмента, базирующимся на наборе методик, процессов и конкретных процедур по управлению ресурсами организации [8]. С точки зрения внутренних взаимоотношений понятие процесса управления затратами рассматривается Щиборцом К.В. [9] как «некий компромисс между творчеством и интуицией на уровне лиц, принимающих управленческие решения, и четким, с разумной степенью бюрократизации, режимом работы сотрудников аппарата управления предприятия». Определение «управления затратами на транспортном предприятии» рассматривается Мачеретом Д.А. как «направленное воздействие на факторы, определяющие уровень затрат транспортного предприятия, с целью оптимизации затрат, повышения экономической устойчивости и конкурентоспособности отрасли» и является актуальной задачей, которая требует проведения теоретических, прикладных исследований и должна решаться в общем контексте экономического управления железнодорожным транспортом [10].

В настоящее время предприятия и их руководители стоят перед необходимостью более тщательно, чем когда бы то ни было раннее производить анализ поведения затрат в зависимости от фактора затрат (события или показателя, вызывающего включение затрат в себестоимость) с целью установления возможных вариантов для снижения издержек. Немаловажным в вопросе управления затратами является выявление и устранение малоэффективных работ, увеличивающих издержки производства, выявление резервов в повышении производительности труда, сокращение времени производственного цикла, а также установление оптимальных способов использования оборудования.

При выполнении процесса управления затратами на российских предприятиях благоприятное воздействие могут оказать «Двенадцать принципов производительности» выявленные Г. Эмерсоном при анализе производственно-хозяйственной деятельности ряда американских фирм и опубликованных в книге под аналогичным названием. Особое внимание следует уделить таким принципам Г. Эмерсона, как:

а) точность поставленных идеалов и целей;

б) оперативность, полнота, точность и постоянность учета;

в) диспетчирование;

г) нормирование операций;

д) вознаграждение [11].

Обобщив мнения ученых предлагается подход, согласно которому управление затратами, представляет собой процесс принятия решений широкого диапазона действий, направленный на снижение издержек во всех сферах деятельности предприятия и приведение их в соответствие с фактически выполненным объемом производства (работ, продукции, услуг).

Точность исполнения и результативность процесса управления затратами зависят от управленческих и творческих качеств персонала, а также способности коллектива работать, как единый целостный механизм, настроенный на достижение корпоративных целей предприятия.

Система управления затратами отрасли в недавнем прошлом рассматривалась только как основа установления тарифов на перевозки и совершенствования методов калькулирования себестоимости перевозок. Сегодня данная категория является элементом управленческого процесса и, аналогично прочим хозяйствующим субъектам, базируется на трех важных позициях: в умении четко определить величину расходов подразделений отрасли; в умении определить дополнительную потребность в финансовых ресурсах для обеспечения бесперебойного финансирования затрат на производство; в умении эффективно использовать денежные средства, вложенные в затраты на производство.

Управлять затратами необходимо для того, чтобы:

а) знать где, когда (на каком этапе) и в каких количествах расходуются ресурсы предприятия;

б) прогнозировать время и объемы потребностей в дополнительных финансовых ресурсах;

в) обеспечить максимально возможный уровень отдачи от имеющихся активов;

г) производить конкурентоспособную продукцию (оказывать услуги) за счет более низких издержек, а, следовательно, цен;

д) максимизировать и гарантировать прибыль в кратко и долгосрочном периоде [12].

В связи с рядом специфических особенностей присущих транспортному предприятию, таких как крупномасштабность; единая подчиненность; индивидуальность выполнения технологических процессов по хозяйствам транспорта и производственным подразделениям; выпуск особого вида продукции (перевозки), которую нельзя накопить или отложить в запас, к управлению затратами в рамках транспортного предприятия выдвигаются следующие дополнительные требования:

а) своевременное, полное и достоверное документирование фактических затрат на момент их возникновения, предполагающее оперативность отражения используемых ресурсов при совершении хозяйственных операций в количественном и стоимостном выражении и позволяющее обеспечивать объективность принятия управленческих решений;

Перейти на страницу:
1 2

joomla template