Экономическая сущность затрат, задачи их учета

Предприятие в условиях рыночных отношений становится юридически и экономически обособленным и независимым. Это объективно обуславливает усложнения их ориентации в системе экономических связей и, следовательно, возрастания значительности функций управления предприятием.

Предприятие в целом должно работать рентабельно. Это зависит от уровня затрат. Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции (оказание услуг), социальное развитие своего коллектива и другие.

Таким образом, затраты организации - это величина ресурсов, использованных в определенных целях, выраженная в деньгах. В данном определении присутствуют три важных положения: затраты определяются количественным и качественным использованием ресурсов, то есть отражают, сколько и каких ресурсов было использовано; величина использованных ресурсов представлена в денежном выражении; определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами [2].

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции (оказание услуг). Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции (оказание услуг), то есть составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, то есть осуществляют воспроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и другие).

Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную, или коммерческую себестоимость продукции (оказанных услуг). Ее реальное определение на предприятии необходимо для:

а) маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия с наименьшими затратами;

б) определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

в) ценообразования;

г) правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложение и прибыли.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой выраженную в денежной форме совокупность потребленных в процессе производства и реализации природных и топливно-энергетических ресурсов, материалов и покупных полуфабрикатов, а также затрат на оплату труда, амортизацию основных средств и других расходов.

Закон рыночной экономики требует постоянного контроля за формированием себестоимости создаваемой продукции и представляемых услуг. На предприятиях появляется жизненная необходимость в исчислении достоверного показателя себестоимости с точки зрения его экономической сущности, которая определяется рядом экономических принципов:

а) связь с осуществлением предпринимательской деятельности предприятия - сущность данного принципа заключается в том, что в себестоимость продукции включается издержки, связанные с процессом производства и реализации (оказания услуг).

Перейти на страницу:
1 2

joomla template