Проблемы финансирования учреждений здравоохранения

Актуальные проблемы сегодняшнего дня включают следующие вопросы:

· бюджетная модель финансирования здравоохранения в силу недостаточности выделяемых денежных средств не покрывает потребности населения в гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи, определенном законодательством республики;

· снизилась доступность медицинской помощи для большинства населения и качество предоставляемых услуг;

· присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми гражданам на платной основе;

· не разделены "покупатель" медицинских услуг (кто оплачивает) и "поставщик" медицинских услуг (медицинские организации);

· невозможность получения гражданами бесплатной медицинской помощи вне места постоянного проживания;

· отсутствует единая тарифная политика за предоставляемые медицинские услуги.

В этой связи, в целях построения оптимальной организационной структуры и модели финансового обеспечения здравоохранения, гарантирующей доступность и качество медицинского обслуживания, предлагаются три уровня финансирования:

· первый уровень - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, финансируемый из государственного бюджета;

· второй уровень - обязательное медицинское страхование;

· третий уровень - добровольное медицинское страхование услуг, не предусмотренных в гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи и программе обязательного медицинского страхования, а также платные услуги.

Накопившиеся проблемы требуют радикального пересмотра подходов к управлению отраслью здравоохранения.

На развитие системы здравоохранения влияет целый комплекс факторов, напрямую связанных с проблемой финансового обеспечения и эффективного управления.

Острая недостаточность бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, накладывает существенный отпечаток на бюджетирование сферы здравоохранения, т.е. на процедуру расчета объема бюджетного финансирования и принятия решений об утверждении бюджетных расходов по этой статье.

В последние годы хотя и отмечается увеличение объема государственных расходов на систему здравоохранения, но и их еще далеко недостаточно.

Решение основной проблемы финансирования системы здравоохранения можно решить тремя путями:

. Увеличение расходов бюджета, как республиканского, так и местных.

Этот путь труднореализуем, особенно на местном уровне, поскольку решение о размере бюджета принимается бюджетной комиссией, а не органами здравоохранения, осознающими реальные потребности в финансировании.

. Трансферты. Целевое их назначение не позволяет изменять направление их движения. Трансферты решают вопросы закупок оборудования для больниц и капитального строительства. Вопросы же предоставления элементарной медицинской помощи решаются силами местных бюджетов.

. Повышение эффективности расходов на здравоохранение. Учитывая специфику бюджетного процесса и хроническую ограниченность ресурсов, надо полагать, что только системный подход и использование всех намеченных путей решения позволит получить желаемый результат.

В секторе здравоохранения имеется ряд фундаментальных проблем. Так, отрасль здравоохранения нуждается в дополнительных вложениях, особенно в развитие первичной медико-санитарной помощи. Финансирование ГОБМП, несмотря на ежегодное увеличение (с 64,8 млрд. тенге в 2003 г. до 464,1 млрд. тенге в 2009 г.), также нуждается в дополнительных расходах. Ключевые проблемы связаны не только с недостатком ресурсов, но и с низкой эффективностью их использования, то есть на сегодняшний день управление и финансирование здравоохранения ориентировано на поддержание мощности сети, а не на эффективность.

Недостаточно используются эффективные механизмы финансирования ПМСП ввиду отсутствия финансирования на стимулирующие выплаты (44%); несовершенства нормативной правовой базы, отсутствия юридических механизмов (25%); слабой подготовки менеджеров здравоохранения (6%).

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" утверждена Правительством Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазахстан" на 2011 - 2015 годы.

Целью программы является улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.

На реализацию Программы в 2011 - 2015 годах объемы будут дополнительно направлены средства финансирования республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят 359358,9 млн. тенге.

По годам

Всего

Республиканский бюджет

Местный бюджет

Другие источники

2011 г.

65 262,7

64 700,3

562,4

2012 г.

79 966,9

75 312,1

454,8

4 200

2013 г.

74 059,4

69 367,9

491,5

4 200

2014 г.

79 086,1

74 290,5

595,6

4 200

2015 г.

81 983,8

72 926,0

657,8

8 400

Итого

380 358,9

356 596,8

2 762,1

21 000

Перейти на страницу:
1 2

joomla template