Расходы на здравоохранение

Система здравоохранения Республики Казахстан состоит из государственного и негосударственного секторов.

Государственное регулирование и государственный контроль за деятельностью системы здравоохранения осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.

Государственное регулирование в области здравоохранения осуществляется в направлении гарантии обеспечения прав граждан в области здравоохранения.

Финансирование организаций здравоохранения осуществляется в следующем порядке.

Финансовое обеспечение государственных организаций здравоохранения осуществляется за счет:

· средств государственного бюджета;

· средств медицинского страхования;

· средств, полученных за оказание медицинских услуг на платной основе;

· иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

Финансовое обеспечение негосударственных организаций здравоохранения осуществляется за счет:

· средств государственного бюджета за оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

· средств медицинского страхования;

· средств, полученных за оказание медицинских услуг на платной основе;

· иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

Несмотря на предпринимаемые государством меры, встречаются концептуальные ошибки и перекосы в развитии здравоохранения. Министерство здравоохранения Республики Казахстан до сих пор не имеет четкого видения окончательной модели казахстанского здравоохранения. В этой связи, в сентябре 2009 года принят Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», направленный на систематизацию законодательства в области здравоохранения, его гармонизацию с международными нормами и стандартами, повышение статуса национальной медицины, качество оказания медицинской помощи и уровня медицинского обслуживания граждан.

В целях построения оптимальной организационной структуры и модели финансового обеспечения здравоохранения, гарантирующей доступность и качество медицинского обслуживания, предлагаются три уровня финансирования: первый уровень

- гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, финансируемый из государственного бюджета; второй

уровень

- обязательное медицинское страхование; третий уровень

- добровольное медицинское страхование услуг, не предусмотренных в гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи и программе обязательного медицинского страхования, а также платные услуги.

Основная нагрузка финансирования здравоохранения в Казахстане приходится на бюджеты всех уровней, причем опережающими темпами растут расходы государственного бюджета. Это связано, прежде всего, с расширением программ оказания населению дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи, целевых программ, а также с направлением средств на финансирование медицинской науки, образования и дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Опережающими темпами растут расходы на здравоохранение. За период 2008-2012 годы рост расходов бюджета на здравоохранение по сравнению с 2008 годом вырос в 3,4 раза. В последние годы отмечается увеличение объема государственных расходов на систему здравоохранения, включая медицинское образование.

Ключевыми направлениями институционализации сектора здравоохранения являются генерирование ресурсов (расходы на здравоохранение не ниже 4% от ВВП, подушевое распределение бюджета); распределение ресурсов по видам помощи, поставщикам медицинских услуг (распределение бюджета региона по принципу «сверху-вниз», приоритеты по видам помощи, внедрение эффективных методов финансирования, совершенная тарифная политика); оказание медицинской помощи (автономность, менеджмент, повышение качества услуг, инновационные технологии, снижение затрат); мониторинг и контроль (четкие отраслевые индикаторы, единая информационная система, меры по стимулированию по результатам).

joomla template