Анализ эффективности российской фискальной политики и перспективы ее развития

Развитие экономики России длительное время осуществлялось особым путем, отличным от общемировых направлений. В этом состоит главная трудность, в становлении и реформировании фискальной политики в настоящее время.

По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Налоговое бремя было чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. В результате оказалось скованной предпринимательская активность. Наиболее важные затратоемкие отрасли автоматически осеклись от прибыльных сфер деятельности и постепенно начали стагнировать. Отклонение от налогов привело к развитию теневого сектора экономики и обострению бюджетных проблем страны.

Задачами фискальной политики в реальном секторе экономики России на современном этапе являются:

совершенствование методов закупок товаров, услуг и подряда для государственных нужд с целью усиления конкурентных основ распределения бюджетных средств;

отказ от детонирования неэффективных производств;

внедрение современных методов размещения на конкурсной основе бюджетных средств, предусмотренных на инвестиции в отрасли промышленности, энергетики и строительства;

Направление бюджетных расходов на финансирование исследований, способствующих развитию экономического и научного потенциала государства.

Реализация фискальной политики в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, конверсией, переводом отраслей на производство конкурентоспособной продукции, проведением определенной политики по социальной защите населения и т.д.

Транзитивная экономика изменила структуру доходной части государственного бюджета, которая теперь в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к совершенствованию реформирования налоговой системы и налогообложения.

С начала 2009 года российская экономика борется с последствиями финансового кризиса. Правительство активно участвует в этой борьбе путем стимулирования экономики, в том числе и с помощью крупных государственных расходов. В 2010 году идет продолжение стимулирования, т.е. расходы бюджета снова остаются велики и, вероятно, превзойдут доходы - бюджет остается дефицитным (см. Приложение 2). Однако правительство сообщает, что бюджет-2010 не только дефицитный, но "социальный", а это, по мнению некоторых экономистов, плохо соответствует целям вывода экономики из кризиса.

Объем дефицита бюджета зависит главным образом от доходов бюджета, на которые сильно влияют цены на нефть. Вследствие этого при прогнозировании объемов дефицита госбюджета Минфин и эксперты в значительной степени опираются на прогнозы цен на нефть. Так, 25 июня Минфин закладывал прогноз стоимости нефти в 2010 году на уровне $50 за баррель. Таким образом, объем дефицита госбюджета должен был составить 5,5% от ВВП. В то же время после одобрения основных параметров госбюджета правительством предполагаемый в 2010 году дефицит составил 7,5% от ВВП. Миссия Международного Валютного Фонда призывает власти ускорить структурные реформы: "Быстрое увеличение расходов госсектора, активная трата нефтяных доходов, которая сейчас происходит, порождает вопросы, может ли правительство эффективно осуществлять расходы. Мы не утверждаем, что нет, мы просто пытаемся сказать, что скорость потребления госсектором нефтяных доходов должна быть основана на тщательном анализе способности госсектора расходовать средства", - говорит Пол Томсен.

В ходе последнего десятилетия российская экономика убедительно доказала, что может поступательно развиваться. Рост реального ВВП за десятилетие (1999-2009 гг.) составил 94 %, инвестиции возросли более чем на 200%, а реальные доходы населения на 137%. Вместе с тем сегодня уже очевидно, что не удалось решить задачу удвоения ВВП к 2010 году, поставленную в 2000. Повышение мировых цен на нефть и прочие сырьевые товары позволило достичь сбалансированности бюджета и усилить роль государства в национальной экономике.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

joomla template