Франчайзинг - инновационный инструмент в России

Франчайзинг открывает возможность неограниченного роста бизнеса без усиления конкуренции при минимальных инвестициях, что становится оправданным при экспансии на быстрорастущих и емких рынках. В этом смысле франчайзинг можно рассматривать как крайнюю форму децентрализации бизнеса компании, которая по мере развития франчайзинговой сети становится головной.

Децентрализация бизнеса посредством внедрения франчайзинговых отношений неизбежно сопровождается утратой основных инструментов менеджмента, которые заменяются принципами франчайзинговой деятельности, обеспечивающими эффективность бизнеса и стратегическую направленность.

Развитие франчайзинга может быть рассмотрено с точки зрения интеграции: франчайзинговая система - это гибридная форма интеграции, основанная на комбинации малого, крупного и среднего бизнеса.

В настоящее время, благодаря качественным изменениям, произошедшим в российской экономике за последнее десятилетие, франчайзинговые системы стали возникать и развиваться в различных сферах бизнеса. Предпосылок для такого развития несколько:

общество в целом существенно выигрывает от развития франчайзинга, так как эта система несет в себе «цивилизованность», которой недостает российскому бизнесу, открывает доступ малому бизнесу к новым технологиям, структурирует малый бизнес, создает условия для систематизации информации;

сформирована инфраструктура, поддерживающая франчайзинг, задача которой - создание благоприятной информационной и законодательной среды для успешного функционирования предприятий по системе франчайзинга;

изменение макроэкономических условий в экономике и связанного с этим изменением поведения отечественного потребителя.

Для экономики России франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных механизмов, предоставляющих возможность объединить достоинства малого и крупного предпринимательства, тем самым развивая малый бизнес, что в свою очередь является решением таких насущных проблем, как привлечение реальных инвестиций и безработицы.

Подводя итоги развития франчайзинга в России получаем:

. Франчайзинг в России применяется, несмотря на целый ряд трудностей и неудач.

. Основными направлениями использования франчайзинга в России являются:

система общественного питания, в первую очередь - рестораны быстрого питания;

оказание услуг, как правило, в сфере бытового обслуживания;

торговля продовольственными и промышленными товарами.

. Большая часть успешного развития франчайзинга связана с попытками проникновения зарубежных фирм на российский рынок.

. Возможности развития франчайзинга в России достаточно широки и не могут быть исчерпаны перечисленными направлениями.

. Франчайзинг - один из самых эффективных в числе известных экономических инструментов способ повышения устойчивости и надежности предприятий малого бизнеса, особенно для начинающих предпринимателей.

. Франчайзинг является эффективным инструментом внешнеэкономической деятельности, в том числе проникновения на иностранные рынки с использованием возможностей иностранных предпринимателей.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что франчайзинг будет развиваться особенно интенсивно в тех отраслях экономики нашей страны, где удовлетворяется конечный и относительно массовый потребительский спрос.

Приложение 1

«Франчайзинг как экономическая категория». Объекты, субъекты и виды франчайзинга

Рис.1 Схема отношений при товарном франчайзинге

Рис. 2 Схема отношений при производственном франчайзинге

Рис. 3 Схема отношений при сервисном франчайзинге

Перейти на страницу:
1 2 3 4

joomla template