Методические подходы к исследованию формирования и использования основного капитала предприятия

) Нормативный метод, заключающийся в априорном расчете экстремальных значений анализируемого явления (либо интервалов этих значений) и сопоставлении с ним фактических значений изучаемого фактора

Следует отметить, что в научно-методической литературе единая точка зрения на характеристики и способы применения данной методики анализа эффективности использования основных средств предприятия еще не сформировалась. Так, отсутствует единая точка зрения на то, какой показатель считать ведущим при оценке эффективности использования основных средств. Г.В. Савицкая, А.А. Мисуно, Л.П. Ермолович считают, что ведущим является показатель фондорентабельности [23, с.57], тогда как В.И. Стражев, А.Ф, Шеремет, Н.А. Русак., О.Ф. Мигун предлагают в качестве ведущего показатель фондоотдачи [17, с.48]. Нам представляется более ообоснованным использовать в качестве ведущего показателя фондорентабельность, поскольку согласно Гражданскому Кодексу РБ, основной целью финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий является максимизация прибыли, следовательно то, какой финансовый результат обеспечивается основными фондами, заметно важнее, чем валовые показатели (объемы произведенной либо реализованной продукции), оценка которых вариабельна и зависит, в конечном итоге, именно от фондорентабельности. Фондорентабельность рассчитывается по формуле:

Копф = П / ОПФ, (1.2)

где П - показатели прибыли предприятия за отчетный период;

ОПФ - средняя за отчетный период стоимость основных производственных фондов.

Большинство авторов [17, с.48; 20, с.23; 22, с.61; 23, с.64] предлагают в качестве показателя прибыли использовать прибыль от реализации продукции. При всей важности данного показателя более обоснованной представляется точка зрения Панкова А.Д. [22, с.63], который считает, что данный показатель должен выбираться в зависимости от конкретных целей производимого анализа и особенностей финансовой деятельности предприятия, так как прочие элементы прибыли предприятия в той или иной степени обусловлены эксплуатацией основных средств. Особенно это касается внереализационных результатов, связанных с процессом производства и реализации продукции. Поэтому в качестве показателя прибыли может использоваться как прибыль от реализации продукции, так и прибыль отчетного периода, чистая прибыль предприятия и т.п.

Важное место в методиках анализа эффективности использования основных средств уделяется факторному анализу показателей. Факторами первого порядка при анализе фондорентабельности являются фондоотдача основных производственных фондов и рентабельность продукции. Факторный анализ производится методом элиминирования по модели:

Ропф = ФО * Рп, (1.3)

где ФО - фондоотдача основных производственных фондов;

Рп - рентабельность продукции.

При этом факторный анализ может производиться как по реализованной, так и по выпущенной продукции [23, с.65]. Использование в данном контексте показателя реализованной продукции представляется более обоснованным, поскольку, если фондоотдача по выпущенной продукции характеризует лишь технико-эксплуатационную сторону использования основных средств, то фондоотдача по реализованной продукции - также маркетинговую, плановую и сбытовую деятельность предприятия, т.е. фондоотдача по реализованной продукции в большей степени характеризует эффективность использования основных средств. При этом факторы первого порядка модели (1.2) рассчитываются по формулам:

ФО = РП / ОПФ, (1.4)

где тРП - стоимость реализованной продукции (без косвенных налогов).

Рп = П / РП. (1.5)

Факторный анализ следующих порядков построен на факторном анализе фондоотдачи. Практически все авторы аналитических методик сходятся во мнении, что факторами первого порядка для анализа динамики фондоотдачи (для фондорентабельности - второго порядка) являются показатели фондоотдачи активной части основных фондов и удельного веса активной части основных средств в общей их стоимости. Таким образом, по факторам первого порядка фондоотдача анализируется методом элиминирования по модели:

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

joomla template