Особенности планирования бюджета на современном этапе

В каждый данный момент приемлемый для той или иной страны уровень государственных расходов определяется, прежде всего, объемом доходов, которые государство в состоянии мобилизовать в бюджет, исходя из действующего налогового законодательства, масштабы теневой экономики и прогнозных показателей социально-экономического развития страны, а также установленным предельным уровнем дефицита бюджета.

Важнейшей составляющей механизма формирования бюджетной политики выступает бюджетное планирование. Особого смысла бюджетное планирование в Украине приобрело с выходом в 2001 году Бюджетного кодекса Украины и основанной на нем последней бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Украины «О бюджетной классификации и ее внедрении». Данной классификации с 2002 г. введено программную классификацию расходов бюджета, ежегодно определяется в Законе Украины «О Государственном бюджете». Формирование программной классификации при составлении проекта бюджета осуществляется по соответствующей структурой кодирования, которая построена на основных принципах программно-целевого метода.

С учетом этих особенностей, а также трех уровней бюджетной системы, бюджетное планирование в Украине целесообразно рассматривать по двум видам: возведено и адресное. Так, возведено бюджетное планирование осуществляется на уровне страны, Автономной Республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя. Целью же адресного бюджетного планирования является установление конкретных связей всех финансовых планов главных распорядителей бюджетных средств с бюджетом государства.

Согласно действующим положениям Бюджетного кодекса этапами сводного бюджетного планирования можно считать следующие:

. Министерство финансов Украины на основе основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный год и анализа исполнения бюджета в предыдущем году определяет общий уровень доходов и расходов бюджета и дает оценку объемам финансирования бюджета для составления предложений по проекту государственного бюджета (срок этого этапа Бюджетному кодексу четко не определен, но можно считать, что он охватывает два календарных месяца - апрель - май года, предшествующего плановому).

. Верховная Рада Украины не позднее 1 июня этого года начинает рассматривать Постановление относительно Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный год, поданных Кабинетом Министров Украины. При этом следует подчеркнуть, что данное постановление, на наш взгляд, должна быть утвержденной до 15 июня, как это определялось нормами Закона Украины «О бюджетной системе Украины».

. Кабинет Министров Украины до 1 сентября года, предшествующего бюджетному, разрабатывает проект закона «О Государственном бюджете» в соответствии с:

а) организационных основ составления проекта государственного бюджета, которые по статье 32 Бюджетного кодекса Украины определяет министерство финансов с целью подготовки бюджетных запросов и разработки главными распорядителями бюджетных средств предложений к проекту государственного бюджета;

б) Государственной программы экономического и социального развития Украины, ее основных макроэкономических показателей, а также анализа выполнения бюджета в текущем бюджетном периоде министерство финансов определяет общий уровень доходов и расходов и дает оценку по объемам финансирования бюджета для составления предложений к проекту государственного бюджета;

в) Постановления Верховной Рады Украины «Об Основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период «, которой соглашается или принимается к сведению соответствующий документ Кабинета Министров Украины.

. Кабинет Министров Украины до 15 сентября года, предшествующего плановому представляет в Верховную Раду Украины проект государственного бюджета, который рассматривается на комитетах и ??проходит три чтения на заседанием Верховной Рады Украины.

. После второго чтения проекта Государственного бюджета Украины, то есть не позднее 20 ноября, Министерство финансов доводит Совету министров Автономной Республики Крым, местным госадминистрациям и исполнительным органам показатели межбюджетных трансфертов и текстовые статьи, определяющие особенности межбюджетных отношений, которые были проголосованы Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о государственном бюджете во втором чтении.

. Закон Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий бюджетный год принимается Верховной Радой Украины до 1 декабря года, предшествующего плановому.

joomla template