Пути дальнейшего совершенствования налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности

Основная мера наказания сегодня - административный штраф от двух до пяти минимальных оплат труда. Ужесточение мер к нарушителям и упорядочение процессуального механизма их применения будет обеспечивать большое экономическое и морально -воспитательное значение не только для нарушителей, но и для законопослушных налогоплательщиков.

Конечно же, одни карательные меры никогда не дадут желательных результатов.

Должны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в “теневой” сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и “третьих лиц”.

Следующей важнейшей проблемой является пропаганда налоговых знаний. Сегодня информация, консультирование и пропаганда по всем параметрам налогообложения населения делается на общественных началах без какого либо финансирования и выделения дополнительной численности силами налоговых служб. Без государственной программы, без финансирования, без широкого, бесплатного распространения информационных и методических материалов, без внедрения элементарных навыков налоговой культуры в системе начального и среднего образования пропаганда налоговых знаний не пойдет. В связи с этим остро возникает потребность элементарного, но обязательного налогового тестирования при регистрации предпринимателей.

На данном этапе очень важно, чтобы действующая налоговая система как экономический регулятор, стимулируя рост количества субъектов малого предпринимательства, обеспечивала увеличение количества рабочих мест, объема производимых работ и оказываемых услуг.

Налогообложение субъектов малого бизнеса должно максимально учитывать возможность добровольного выбора того или иного режима налогообложения (в случае существования одного или более альтернативных общепринятому режимов налогообложения) или, по крайней мере, выбора ряда параметров налогообложения в рамках обязательной системы (например, объекта налогообложения или методики расчета базы налога).

Разумеется, добровольность применения вмененного налогообложения не подразумевает возможности многократно менять применяемую систему за короткий период времени. Следует определить срок, в течение которого следует оставаться в той системе, которая была выбрана. Имеет смысл предусмотреть ограничение на повторное применение специального режима в течение определенного срока. А именно, если налогоплательщик применял систему налогообложения в виде ЕНВД и перешел к полному учету, то повторно принять упрощенную форму налогообложения он имеет право только по прошествии трех лет после возвращения к общепринятому учету. И, наконец, нельзя менять систему учета в течение налогового периода.

Кроме того, разумеется, добровольность применения порядка, предусмотренного для малого предпринимательства, не исключает использования вмененного минимального налогообложения тех видов деятельности и в тех случаях, когда есть достаточные основания предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно существенные возможности сокрытия выручки от учета. Для установления минимальных налогов в этом случае следует произвести эмпирические исследования и на их основании определить приемлемые базы вменения и ставки минимального налога, дифференцированные по видам деятельности .

Таким образом, применение единого налога на вмененный доход должно быть возможно только на добровольной основе, а если применение специального режима является обязательным, как на данном этапе развития системы налогообложения малого бизнеса, то налогоплательщик должен обладать закрепленным правом оспаривания начисленных сумм налогов, если они превышают рассчитанные по общепринятой системе, что реализовывало бы принцип равенства налогообложения.

Перейти на страницу:
1 2 

joomla template