Меры по улучшению финансового состояния предприятия

Как показывают результаты анализа, сумма условного перерасхода денежных средств, дополнительно привлеченных в оборотные активы, составляет 56942 тыс. руб. Эти средства «осели» в дебиторской задолженности. Они были использованы не эффективно. Наша задача - вывести эти средства из состава дебиторской задолженности и вложить их в более доходные проекты, например, в КФВ или в ДФВ (долгосрочные финансовые вложения).

Сократить средние остатки дебиторской задолженности можно путем уменьшения срока предоставляемой отсрочки дебиторам. Нам необходимо сократить дебиторскую задолженность на 56942 тыс. руб. Как подсчитать оптимальный срок отсрочки платежа? Желаемый уровень дебиторской задолженности составляет 144267-56942 = 87325 тыс. руб. Это и будет лимит дебиторской задолженности, приемлемый для предприятия. Среднегодовая выручка составляет 1150465 тыс. руб. (мы принимаем ее на уровне 2009 года). Тогда желаемая оборачиваемость дебиторской задолженности составит: Оборачиваемость в оборотах = Выручка/ Дебиторская задолженность = 1150465/ 87325 = 13,17 оборотов в год. При этом желаемая средняя продолжительность одного оборота дебиторской задолженности составит: Продолжительность одного оборота = 360 дней в году / Количество оборотов в год = 360/ 13,17 = 27,33 дней. Таким образом, предприятие должно построить работу с дебиторами таким образом, чтобы срок предоставляемой отсрочки платежа не превышал 27,33 дня. Тогда средние остатки дебиторской задолженности по балансу будут удерживаться на уровне установленного лимита в 87325 тыс. руб.

Итак, подведем первые итоги: 1) лимит дебиторской задолженности установлен на уровне 87325 тыс. руб.; 2) период погашения дебиторской задолженности не должен превышать 27,33 дня.

Следующим нашим шагом будет разработка системы условий кредитования клиентов. Дебиторы все разные, следовательно, и условия работы с ними должны отличаться. Если предприятие с конкретным клиентом связывают давние партнерские отношения, и если клиент всегда своевременно выполнял свои обязательства, то здесь и кредитный лимит может быть выше и срок предоставляемой отсрочки больше. При работе с новым неизвестным клиентом целесообразно будет изучить его кредитоспособность. Оценка надежности клиента производится с использованием как формальных, так и неформальных методов. Формальные методы предполагают анализ состояния и легитимности клиента на основе исследования его бухгалтерских и юридических документов. В случае, если контрагент уклоняется от предоставления указанных сведений, следует задуматься о целесообразности заключения с ним контракта на условиях отсрочки платежа. Неформальные методы - сбор информации о деловой репутации клиента. Таким образом, решение о предоставляемой отсрочки платежа должно приниматься с учетом оценки платежеспособности, «возраста», финансовой устойчивости и добросовестности компании.

В табл.15 представлены данные о структуре дебиторской задолженности ОАО «Роспечать» по состоянию на конец 2009 года.

Таблица 15

Структура дебиторской задолженности ОАО «Роспечать» по состоянию на конец 2009 года

Наименование показателя

На 01.01.2009 г.

Сумма (тыс. руб.).

Доля, %

1

2

3

Расчеты с дебиторами

144267

100,00%

в т.ч. расчеты с покупателями и заказчиками

83675

58%

в т. ч. расчеты по авансам выданным

27411

19%

в т.ч. расчеты по агентским договорам подписки

12984

9%

в т.ч. расчеты с прочими дебиторами

20197

14%

Перейти на страницу:
1 2 3 4

joomla template