Экономическое значение и задачи оценки рентабельности предприятия
Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разность между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаком. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой фирмы и государства в целом[17,41]
Конечный финансовый результат складывается под влиянием объема реализации, уровня торговой надбавки и размера издержек обращения по реализации товаров. Правильно организованный учет финансовых результатов предприятия позволяет оперативно контролировать их размер. На размер полученной прибыли оказывают влияние, как положительные факторы, так и отрицательные.
К группе внешних объективных факторов, влияющих на прибыль относятся:
природные условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль - у других;
изменения, не предусмотренные планом предприятия, отпускных цен на товары и тарифов на услуги, перевозки, ставок заработной платы, отчислений от нее и т.п.;
- нарушения поставщиками, финансовыми и другими органами хозяйственной дисциплины.
Среди внутренних субъективных факторов на величину прибыли и ее уровень влияют следующие факторы:
- оборот (выручка от реализации товаров) и его структура;
- уровень валовых доходы, который формирует сумму реализованной торговой надбавки;
сумма и уровень издержек обращения по реализации товаров;
операционные и внереализационные доходы и расходы.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:
) оценку изменения по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный период» показателей);
) оценку структур показателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ» показателей);
) изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей);
) выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку.[18,246]
Основными задачами анализа прибыльности являются:
- анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
- факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
- анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализованной и финансовой деятельности;
- анализ и оценка использования чистой прибыли;
- анализ и взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
- анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства и обращения.
Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства[9, 255].
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
1 2