Системный подход к исследованию и управлению деловой активностью предприятия

Термин «система»в настоящее время имеет более сорока определений, каждое из которых ориентировано на ту или иную область знаний. Один из основателей общей теории систем Л. Берталанфи дал весьма краткое определение: "Система есть комплекс взаимодействующих элементов", из которого следуют два главных признака системы: 1) система состоит из дробных частей (элементов); 2) эти элементы представляют собой не случайную совокупность, соседство, а каким-то образом между собой взаимодействуют, т.е. между ними существуют определенные связи . Таким образом, система - это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Важным дополнением к этому определению является замечание, что любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка (надсистемы), а ее элементы, в свою очередь, обычно выступают в роли систем более низкого порядка (подсистем).

Деловая активность, как любая система характеризуется составом элементов, структурой и выполняет определенные функции. Первым шагом системного анализа является представление изучаемого объекта в виде системы. Если говорить об искусственных системах, то этот шаг сводится к выявлению и определению следующих понятий: а) надсистема и подсистемы объекта; б) главная полезная функция объекта; в) структура системы.

В нашем исследовании, надсистемой для деловой активности является система управления предприятием. В предыдущем параграфе было отмечено, что деловая активность представляет собой сложную систему состоящую из следующих подсистем: маркетинговой, производственной, инновационной, инвестиционной, социально-психологической, управленческой и финансовой активности. Главная функция деловой активности, как системы - поиск, формирование и эффективное использование экономического потенциала предприятия, и активное приспособление к факторам внешней среды, путем повышения конкурентоспособности предприятия.

После представления деловой активности в виде системы - следующим шагом является системное исследование деловой активности предприятия. Полное и правильное представление о деловой активности, как системы, можно получить, лишь осуществив ее исследование в трех аспектах: предметном, функциональном и историческом (рис. 1.2).

Исторический анализ

Целью предметного анализа является получение ответа на два вопроса:

1. Из чего состоит деловая активность? (Компонентный анализ);

2.Как связаны между собой подсистемы деловой активности? (Структурный анализ).

Основой для предметного исследования являются главные свойства системы деловой активности - целостность и делимость. Деловой активности, как любой сложной системе, независимо от ее природы, свойственны общие свойства системы:

целостность, то есть комплекс подсистем, входящих в деловую активность, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы деловой активности не могут быть сведены к сумме свойств входящих в нее подсистем;

делимость отражает тот факт, что любую ее подсистему можно также представить в виде совокупности входящих в нее элементов.

Исторический анализ предполагает исследование динамики развития системы деловой активности предприятия. Историческое исследование предполагает проведение генетического анализа, при котором прослеживается история развития системы деловой активности и определяется текущая стадия ее жизненного цикла, и прогностического анализа, намечающего пути ее дальнейшего развития.

Генетический анализ предполагает исследование особенностей жизненного цикла деловой активности, а также принципов, закономерностей и законов, лежащих в основе существования деловой активности предприятия. В жизненном цикле деловой активности можно выделить следующие стадии : зарождение, рост, замедление роста, зрелость, упадок. Охарактеризуем каждый из этапов жизненного цикла деловой активности предприятия (табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Характеристика этапов жизненного цикла деловой активности

Этап

Характеристика этапа

I. Зарождение деловой активности

Формирование стратегического потенциала фирмы. Появляются первые попытки исследования и оценки имеющегося экономического потенциала фирмы. Инвестиции направляются в наиболее значимые элементы стратегического потенциала, способные быстро создать базис для конкурентоспособности фирмы.

II. Ускорение роста деловой активности

Комплексное использование сформированного экономического потенциала фирмы с помощью всех составляющих деловой активности, стимулируемых возрастающим спросом на продукцию фирмы. Отдельные элементы деловой активности фирмы складываются в систему, позволяющие получить синергетический эффект, эффект целостности, существенно усиливающий деловую активность фирмы. Усиливается взаимодействие и влияние фирмы на родственные и поддерживающие отрасли и повышается степень агрессивности конкурентной деловой стратегии фирмы.

III Замедление роста деловой активности

Отдача от использования существующего экономического потенциала падает, что связано с его моральным и физическим устареванием (например, устаревание квалифицированных кадров, технологии, оборудования и т.д.). Эта стадия может стать следствием начала проникновения на рынок большего числа конкурентов, появлением более сильных соперников. В связи с этим некоторые элементы стратегического потенциала фирмы перестают соответствовать изменившейся ситуации. Но соперничество в конкурентной борьбе еще не настолько сильно, чтобы лишить фирму лидерства.

IV Зрелость

Наступает в результате напряжения всех основных сил фирмы, максимально- эффективного использования ее потенциала. Некоторые соперничающие фирмы, не выдержав конкуренции, ушли с рынка. Фирма использует нетрадиционные средства производства, кредитные ресурсы для поддержания на соответствующем уровне важнейшие элементы экономического потенциала. Синергетический эффект элементов деловой активности также достигает максимального значения. Это позволяет фирме достичь наивысших значений уровня конкурентных. К концу этого периода становятся заметны отрицательные тенденции, свидетельствующие о «начале конца» конкурентного преимущества - на рынке доминирующее положение начинают занимать более могущественные соперники.

V Спад

Наступает за счет агрессивной политики соперничающих фирм, а также за счет усиливающегося старения ресурсов и потенциала фирмы. Это относится как к вещественным, так и к кадровым, информационным, организационным ресурсам и всему потенциалу компании. Руководство и управленческие службы фирмы не могут принять меры для повышения деловой активности и поддержать свои конкурентные преимущества.

Перейти на страницу:
1 2

joomla template