Задачи и методический инструментарий анализа использования заемных средств

Для беспрерывного осуществления своей деятельности организация должна иметь в наличии материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Главной целью финансовой деятельности организации является наращивание собственного капитала и укрепление рыночных позиций на рынке. Для достижения данной цели необходимо постоянно наращивать объем продаж и прибыль, поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива.

Пассив, в свою очередь, включает обязательства и капитал предприятия. Пассив включает в себя собственные и заемные источники. При формировании структуры пассива необходимо учитывать особенности каждой его составляющей, поскольку данные особенности непосредственно влияют на эффективность и рациональность использования капитала организации. Из этого вытекает важность анализа капитала предприятия, в том числе и заемного.

Основные задачи анализа использования заемных средств:

изучить состав, структуру и динамику заемных источников формирования капитала предприятия;

определить стоимость отдельных источников привлечения заемного капитала;

оценить эффективность использования заемных ресурсов.

В процессе финансового анализа может привлекаться информация из следующих источников:

Информация о технической подготовке производства.

Нормативная информация.

Плановая информация (бизнес-план).

Хозяйственный (экономический)учет:

оперативный (оперативно-технический)учет;

бухгалтерский учет;

статистический учет.

Отчетность:

публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая);

квартальная отчетность (не бубличная, представляющая коммерческую тайну);

выборная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность), - производимая по специальным указаниям;

Прочая информация:

пресса;

опросы руководителя;

экспертная информация.

Объектом анализа и диагностики предприятия является работа предприятия в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков), а субъектами могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий

Основными методами при проведении анализа использования заемного капитала являются: вертикальный (структурный) анализ, т.е. выявление доли части в целом;

горизонтальный (временной): изучение изменений показателей, их темпы роста и прироста; относительных показателей. При проведении анализа используется определенный набор коэффициентов.

сравнительный анализ: сравнение с плановыми заданиями, с прошлыми периодами, сравнение различных вариантов решений;

факторный анализ: определение влияния факторов на изменение величины результативных показателей; графический анализ.

Таким образом, при проведении оценки деятельности организации, при разработке стратегии по дальнейшему ее развитию, важное место занимает анализ использования капитала предприятия. Этот момент очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (банков, инвесторов) при изучении степени финансового риска, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.

joomla template