Понятие, значение и задачи оценки финансового состояния предприятия

платежеспособности [5, с.55].

Основными задачами анализа финансового состояния являются:

выявление изменений показателей финансового состояния;

определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;

оценка финансового положения на определенную дату;

определение тенденций изменения финансового состояния.

В основе комплексного анализа финансового состояния лежит анализ финансовой отчетности организации. Анализ бухгалтерской отчетности - это процесс, при котором оценивается прошлое и текущее положение и результаты деятельности организации. Главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности организации.

Результаты анализа финансовой отчетности используются для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала, для оценки деятельности руководства организации, а также прогнозирования ее отдельных показателей и финансовой деятельности организации в целом. Анализ финансового состояния является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.

Стратегические задачи финансовой политики предприятия следующие:

максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

достижение прозрачности финансового состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов;

создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

На основе полученных результатов анализа осуществляется выбор направлений финансовой политики.

Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;

эффективности и интенсивности его использования;

платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

запаса его финансовой устойчивости [6, с.407].

Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли ответить на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер, а, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения отношений с ним.

Анализ финансового положения предприятия основывается главным образом на относительных показателях, т.к. абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с:

общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия [7, с.105].

Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятий пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, банки, поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.

Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д.

Вторая группа пользователей - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защитить интересы первой группы пользователей. Это - аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, профсоюзы [8, с.75].

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Принято выделять два вида финансового анализа (рис.1):

Рис. 1. Направления анализа хозяйственной деятельности

Перейти на страницу:
1 2 3 4

joomla template