Методы финансового анализа

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению предмета (в том числе и АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания. Материалистическая диалектика исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии. Здесь исток одной из характерных черт метода АХД - необходимость постоянных сравнений.

Актуальность вопроса финансового состояния предприятия обусловила развитие методик анализа финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием. Так как, существующие методы и модели оценки финансового состояния предприятия являются базовыми и на практике в чистом виде применяются очень редко, то для получения более точных результатов предлагается использовать некую комбинированную модель оценки. Это обусловлено наличием у каждого отдельного базового метода недостатков и ограничений, которые нейтрализуются при их комплексном применении. Базовые методы в составе комбинированных взаимодополняют друг друга.

В практической деятельности финансовые аналитики используют общепринятые методы, представляющие собой систематизированную совокупность инструментов и принципов исследования финансовой деятельности субъекта. Однако всё многообразие используемых методов может быть сведено к двум большим группам. В первую входят методы, предполагающие высокую степень формализации (математические, статистические, эконометрические, моделирование процессов) . Вторая включает методы, ориентированные на интуицию и опыт аналитика. Они отличаются достаточно высоким уровнем субъективизма (метод экспертных оценок, метод сравнений, построение аналитических таблиц и др.) .

Использование этих инструментов нельзя рассматривать как возможность получения абсолютно точной, надёжной картины финансового состояния предприятия. Однако анализ ряда финансовых соотношений позволяет составить общее представление о нём, получить обоснованные данные о главных тенденциях развития, используемые для принятия решений об инвестициях, кредитовании, прогнозировании бизнеса.

В реальной практике финансового анализа уже выработаны основные правила "чтения" финансовых отчётов. Они предполагают использование таких методов, как горизонтальный, вертикальный, трендовый и коэффициентный анализ. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчётность предприятия - это лишь исходная информация для анализа, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учётных процедур.

Горизонтальный (временной) анализ. Показатели финансовой отчётности при горизонтальном анализе сравниваются путём постатейного сопоставления показателей, представленных в балансах, отчётах о прибылях и убытках, в отчётах о движении денежных средств, посредством выявления изменений, происходящих с ними в сравнении с предыдущим периодом.

Вертикальный анализ. Он предполагает определение удельного веса отдельных статей отчётности в общем итоговом показателе и сравнение полученного результата с данными предыдущего периода. Вертикальный анализ есть представление отчётности в виде относительных величин, которые описывают структуру обобщающих итоговых показателей. Выводы, получаемые в ходе вертикального анализа, обычно подтверждаются результатами анализа коэффициентов.

Трендовый анализ, с его помощью определяют отклонение показателя за ряд лет от уровня базисного года. Анализ тренда, как и сравнительный анализ, проводится исходя из рассчитанных ранее аналитических показателей и представляет собой анализ динамики какого-либо показателя. Результатом сравнения каждой позиции отчётности с базисным периодом является определение тренда, как основной тенденции динамики показателя, за несколько периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т.е. ведётся перспективный прогнозный анализ.

Анализ коэффициентов. Он позволяет давать оценку изменения соотношения между отдельными показателями, выявлять динамику во взаимоотношениях между различными наборами данных. Коэффициентный анализ является одним из наиболее популярных на сегодня методов анализа финансовой отчётности.

Перейти на страницу:
1 2

joomla template