Проблемы социальных расходов и возможные пути их решения

На протяжении многих лет бюджет Нижегородской области остается социально направленным, несмотря на то, что в 2003-2005 году исполнялся с дефицитом т.е. расходы бюджета превышают его доходы Так, в 2003 году доля расходов областного бюджета на социальную сферу в целом составляла 26,3 %, в 2004 году - 35,2%, в 2005 - 36,2 %. Следовательно, расходы на социальную сферу занимают большую часть среди всех расходов. В 2006 году, в связи с новым разграничением расходных полномочий, доля расходов на социальную сферу увеличилась до 43,1 %.

Невозможность большего выделения средств из областного бюджета на социальную сферу заключается также в том, что Нижегородская область обременена большим объемом государственного долга и ежегодно закладывает большие средства на его обслуживание, не говоря уже о его погашении.

Важнейшим резервом повышения эффективности функционирования систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения является бюджетная политика в области более рационального распределения расходов бюджетов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Анализ финансирования бюджетной сферы Нижегородской области показывает, что немаловажной проблемой является низкая эффективность бюджетных расходов на социальную сферу. Для ее решения должна быть пересмотрена структура бюджетных расходов. Иначе говоря, должны быть решительно пересмотрены соотношения отдельных статей бюджетного финансирования. Последние годы, как известно, бюджеты всех уровней финансировали практически исключительно только статьи заработной платы, стипендий и соответствующих социальных начислений, что привело к значительному обветшанию зданий, учебно-методических пособий и материалов, имеющееся оборудование физически и морально устаревает, недоступным становится применение новых форм и методов в образовании, лечения и оздоровления населения, снижается уровень и качество предоставления услуг населению.

Разумеется, структура бюджетных расходов не может не зависеть от общих объемов бюджетного финансирования вышеуказанной сферы, поскольку до сих пор уровень оплаты труда работников этих сфер остается одним из наиболее низких по отраслям народного хозяйства. Однако в связи с введением новых приоритетных национальных проектов

Российской Федерации, которые направлены в частности и на повышение заработной платы, увеличение льгот и поощрения работников сфер «образования» и «здравоохранения», я думаю можно во всей своей остроте поставить вопрос о расставлении приоритетов между «незарплатными» статьями бюджетного финансирования. То есть увеличить объем выделяемых средств именно на реконструкцию и ремонт зданий, более современное оснащение оборудованием и так далее.

На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения и обеспечить ему получение всего набора социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут.

Поэтому, мне кажется, целесообразным представляется развитие сосуществования нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов и на федеральном уровне, и на уровне субъекта Федерации и на уровне муниципального образования. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена стимулированию предприятий, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры (благотворительность, меценатство).

Заключение

Расходы бюджета Нижегородской области на социальные нужды в 2008 году составили почти 30 млрд. рублей.

Расходы на социальные нужды составили 41% от общего объема бюджета.

В 2008 году из областного бюджета финансировалась 41 целевая программа социальной направленности на общую сумму 18,1 млн. рублей. Началась реализация программы совершенствования кардиохирургической помощи населению.

Кроме того, было запланировано повышение заработной платы бюджетникам с 1 сентября 2008 года на семь процентов.

В 2013 году 22,7 млрд. рублей направит правительство Нижегородской области на социальную политику. Об этом сегодня на заседании, посвященном рассмотрению проекта закона «Об областном бюджете на 2013 год», сообщила министр образования Ольга Сулима. В процентном соотношении ко всему бюджету области расходы на эту статью составят 22,9%.

В частности, 87,8 млрд. рублей планируется направить на ежемесячные выплаты семьям, в которых родился третий ребенок до достижения им возраста 3 лет.

Кроме того, сохранятся социальные выплаты 29 видов льготным категориям граждан, которых на территории Нижегородской области насчитывается порядка 1,5 млн. человек.

joomla template