Пути решения проблем стабилизации финансов в РФ

Необходимость финансов заключается в обеспечении непрерывности воспроизводственного процесса как на макро, так и на микроуровне и формирование достаточного объема финансовых ресурсов для выполнения хозяйствующими субъектами и государством соответствующих функций.

Можно сказать, что с помощью финансов в хозяйственной деятельности сохраняются только те общественные институты, которые способствуют поступательному движению общества.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

Первая концепция: Бюджет должен балансироваться ежегодно.

Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако, следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.

Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

Вторая концепция: Бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла.

Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики.

Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том, сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов; кто будет регламентировать последние; каковы условия достижения «золотой середины» между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом - между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве, и т.д.

В таблице 2 приведены сведения о мерах, которые могут позволить более эффективно расходовать бюджетные средства.

Таблица 2 - Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств

Принятые меры

Результаты принятых мер

Введение штрафных санкций за несвоевременную сдачу авансовых отчетов подотчетными лицами.

Возможность более эффективно планировать и осуществлять расходы по соответствующим статьям экономической классификации расходов.

Введение нормативов обеспечения сотрудников канцелярскими принадлежностями.

Сокращение расходов по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Заключение годового договора на транспортное обслуживание (нет собственного транспортного парка). Ранее договоры заключались ежемесячно.

Экономия бюджетных средств по статье 222 «Транспортные услуги» за счет скидки по годовому договору.

Введение норм количества испорченных бланков строгой отчетности и штрафных санкций за порчу бланков сверх нормы

Экономия бюджетных средств за счет уменьшения расходов.

Повышение доли закупок лекарственных средств (продуктов питания и т.д.) на конкурсной основе.

Сокращение расходов бюджетных средств.

Для современной России эффективное или неэффективное использование ресурсов обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций.

Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о неадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. На этом, собственно, и выстроена теория «провалов» (неэффективности) государства или рынка, что очень важно в связи с финансами, которые фиксируют в каждый данный момент «золотую середину» распределяемого дохода общества между государственным и негосударственным секторами. Конкурентное доказательство каждым из них своей эффективности свидетельствует об адекватности финансов в качестве механизма перераспределения.[14]

Перейти на страницу:
1 2

joomla template