Функционирование предприятий, организованных в форме франчайзинга мировой опыт и российская практика

нчайзинг малый бизнес товарный

Переход к рыночной экономике предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний. Поскольку очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало бы гораздо более длительного периода времени и значительных инвестиций, которые в последние годы имели явную тенденцию к сокращению, можно предположить, что в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.

Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

В наше время, ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие подвергнута значительным изменениям. Среди лавины западных (европейских или американских) договорных моделей, хлынувших на неискушенного российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, называемый «в Отечестве» коммерческой концессией.

Целью курсовой работы является раскрытие этого понятия как новой категории в экономической теории, анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

· дано понятие франчайзинга, раскрыты его основные положения;

· показаны проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе развития законодательного регулирования франчайзинга в России;

· оценить перспективы развития;

· показана необходимость реформирования действующего российского законодательства.

Таким образом, объектом исследования в курсовой работе является франчайзинг, предметом - целесообразность и возможности использования франчайзинга на современном этапе развития России.

Актуальность проблематики курсовой заключается в том, что на современном этапе развития российской экономики, наконец-то начинает уделяться должное внимание развитию и поддержке малого бизнеса и необходимость его существования как такового.

Практическая значимость курсовой работы выражена в предложении утверждения Федерального закона «О франчайзинге», принятие которого позволит решить большинство проблем, имеющихся в настоящее время.

Проблеме франчайзинга посвящено значительное количество монографий, статей в журналах и в периодической печати. Для написания данной курсовой были использованы статьи из библиотечного фонда Финансового университета при Правительстве РФ таких исследователей и экономистов как Малышкина Е.А. , Спиридонова Е.А. и других; монографии Ягудина С.Ю. «Венчурное предпринимательство. Франчайзинг». Учебные пособия, как российских, так и зарубежных авторов, а именно «Франчайзинг. Путь к богатству» Стивена Спинелли; статьи таких журналов как «Вестник Академии», «Власть», «Финансовая аналитика» и другие. Были анализированы законы как Гражданский Кодекс РФ и Федеральный закон, посвященные этой теме.

При написании курсовой работы я использовала эмпирический метод, опираясь на наблюдения за деятельностью фирм, организованных в форме франчайзинга; статистический и причинно-следственный метод; позитивный и нормативный анализ.

1. Франчайзинг как экономическая категория

    joomla template